МОДЕЛЬ ГОНОЧНОГО ГРУЗОВИКА "ЗиЛ-4421СЕ"
Парадоксальный факт – в начале 90-х годов видную роль в российском автомобильном спорте
стали играть грузовики. Новые виды соревнований открывали хорошие возможности для рекламы
наших отечественных заводов за рубежом. Такие предприятия, как ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ и КрАЗ
стали выставлять свои специально подготовленные седельные тягачи
на кольцевые гонки Кубка Европы.
По сумме очков в гонках 1992 года российский гонщик А. Маркин на ЗИЛ-4421C занял 5 место,
в 1993-м он также был пятым, а в сезоне 1994 года англичанин Д. Уокер вышел на пятое место,
а А. Маркин – на двенадцатое.
Изначально оснащенный практически серийным отечественными комплектующими (импортным был
только задний мост Raba) ЗиЛ-4421С был неконкурентноспособен на европейских кольцевых
трассах. Поэтому руководством завода было «дано добро» на приобретение трех комплектов
силовых агрегатов, состоящих из двигателя Cummins L10 и механической коробкой передач
Eaton, с которыми команда начала сезон 1990 года.
В 1991 году третий тягач, а точнее шасси без двигателя и коробки передач, арендовал
англичанин Крис Ходж — владелец фирмы по продаже поддержанных грузовиков и спортивной
команды, выступавшей в серии с момента ее основания (в статусе ФИА) в 1985 году — и на
протяжении следующих трех лет в Кубке ездили разноцветные ЗиЛы: желтые заводские, и серый,
а позднее фиолетовый британский. Первоначально ЗиЛ Ходжа отличался от «нашего»
автоматической коробкой Allison NT-754, передним мостом от Ford Cargo (эти машины команда
использовала до ЗиЛов), ведущим мостом Rockwell и серой окраской. Чуть позже машину,
получившую прозвище Никита, перекрасили с фиолетовый цвет и укоротили колесную базу. В
команде Ходжа за рулем ЗиЛа сидел как правило Ричард Уокер, но появлялись и другие пилоты,
в том числе, например, девушки-красавицы Хита Бейли и Каролина Хой.
Однако двигатели Камминс на гоночной трассе зарекомендовали себя недостаточно надежными,
часто выходили из строя из-за перманентной проблемы с газовым стыком. Да и механическая
коробка передач не способствовала достижению высоких результатов – к тому времени обычным
для тягачей Кубка было применение 5-7-ступенчатых «гидроавтоматов».
В 1992 году техническая начинка 4421С была усовершенствована с учетом опыта, полученного
английскими партнерами (по некоторым данным обновленная машина получила заводской индекс
4421СЕ). Появился дизель Caterpillar 3176, при помощи турбонагнетателя Schwitzer и
электронной системы управления Lucas Electronics форсированный до 900 л.с., 5-ступенчатая
автоматическая коробка передач ZF 5HP-600. Двигатель автомобиля для наилучшей развесовки
был сильно смещен назад — в кабину. Коробка передач, с той же целью установленная ближе к
центру базы, соединялась с двигателем карданным валом. Моторную электронику и коробку,
купленную в единственном экземпляре, настраивали специально приглашенные специалисты
фирм-производителей. Также использовали ведущий мост Rockwell S-160 с электроприводом
блокировки дифференциала и передний мост от Ford Cargo с измененными поворотными кулаками
и дисковыми тормозными механизмами Lucas. Задние тормоза остались барабанными, но были
использованы более надежные механизмы от того же Форд-Карго. Кроме того, тормозную
систему дополнили системой жидкостного охлаждения передних тормозных механизмов и
краном-распределителем, с помощью которого пилот мог «с рабочего места» изменять
распределение усилия по осям, а в ходовой части применили регулируемые стабилизаторы
поперечной устойчивости спереди и сзади.
Сезон 1994 года оказался последним для заводской команды — лихорадившему АМО ЗиЛ её
содержание стало не по плечу. Хотя и до этого финансирование гоночной команды нельзя было
назвать даже остаточным. Например, машина Маркина не была допущена на старт второй гонки
1993 года из-за изношенных шин, которые попросту нечем было заменить. При этом опыт
участия ЗиЛа в гонках нельзя назвать бесславным: А. Маркин неоднократно поднимался на
подиум, а в командном зачете по итогам сезона 1993 года ЗиЛ занял третье место в классе
А – невиданный для отечественного автоспорта тех лет результат на международном первенстве.
После ухода заводской команды её дело продолжил господин Ходж. Проведя серьезную работу в
межсезонье, на старт Кубка-1995 команда Ходжа вывела машину, в которой от базовой
конструкции 4421С остались только рама и панели кабины. Вместо угловатого (и тяжелого)
капота появилось эффектное оперение из стеклопластика, полностью снимавшееся для облегчения
обслуживания. С той же целью кабину сделали откидывающейся… назад.
Узрев в британской команде готовое средство продвижения своей продукции на рынках Старого
Света, в 1996 году Caterpillar начал полномасштабное финансирование. На место Уокера
пригласили бывшего пилота заводской команды Sisu Харри Луостаринена, завершившего свой
первый сезон на восьмой позиции. Получившая с новым именем Caterpillar-TRD второе дыхание
команда построила абсолютно новый тягач в фирменных черно-желтых цветах крупнейшего в мире
производителя строительной техники, уже без «зиловских примесей», с кабиной от Sisu SR340
и 1200-сильным двигателем C12. И… стала чемпионом Европы-1997, объехав «заводские»
Mercedes-Benz и MAN! В 2000 году конюшня Ходжа повторила свой успех на инновационном для
тракрейсинга прототипе, заложившем конструктивную основу для всех современных болидов ETRC…
Вот так, как всегда немного не хватило банального финансирования перспективного проекта
отечественной марки. А ушлые западные предприниматели сделали из нашего проекта настоящего победителя...
Предлагаем вам построить модель ЗиЛ-4421C в масштабе 1:32.
Модель является конверсией ЗиЛ-4331 – конверсия от SanjaProject «ЮТ Для умелых рук» 10, 1987 года,
сложна в изготовлении и расчитана на опытных моделистов.
Модель разработана и прислана Сергеем Лисецким, г. Радужный Владимирской обл.
И так слово автору.
Немного из истории создания модели ЗиЛ-4421C.
Основная часть представленной модели конверсирована из модели ЗиЛ-4331 – конверсия от
SanjaProject «ЮТ Для умелых рук» 10, 1987 года. В развертках отрисованы оригинальные цвета
и логотипы спонсоров грузовика ЗИЛ-4421СЕ по фотографиям, найденным на просторах Интернета.
Учитывая, что на различные этапы кольцевых гонок Кубка Европы, на грузовик, вероятно,
наносились разные логотипы, представленный вариант перекраса взят с различных фотографий.
Но, думаю, это не критично.
Итак, что из моих доработок. Вся работа велась в GIMP 2.6.11.
Крепление капота двигателя оставил без изменений, т.к. механизм хорошо
зарекомендовал себя на модели ЗИЛ-4331. О чем немного сожалею, так это не прорезанная
решетка радиатора. Пришлось вставлять имитацию изнутри. Двигатель Caterpillar 3176 внешне
выглядит как обычный 6-ти цилиндровый рядный мотор. Порывшись в своем архиве, нашел
достаточно детализированный двигатель от LIAZ 111.154 Dakar 2006 года (Vimos) вместе с
коробкой передач. Перекрас его в фирменный желтый цвет труда не составил. Палочка от
Чупа-Чупса пришлась на место крепления карданного вала J.
Далее укоротил раму по компоновочной схеме ЗИЛ-4421. Салон кабины сделал уже по испытанному
способу: выкройки лобового стекла, дверей, задней стенки и потолка крыши очистил от цвета
и надписей и обратил слева направо. Покрасил в бледно-желтый цвет. В самой кабине уже по
месту пришлось добавлять кожух двигателя, заходящий в салон, так как двигатель оказался
достаточно длинным. Спортивное кресло взял из универсального интерьера для моделей
TATRA 815 4x4 Dakar (Vimos). Подходящий солнцезащитный козырек нашел в модели
КамАЗ 4326-9 Dakar 2009 (вроде как PaperModelers, но могу ошибаться), перекрасил его
в черный цвет и добавил логотип CAT.
Задний мост и колеса заимствованы от модели Sisu 340 (PK Graphica). Мост покрашен в черный
цвет (правда по месту его пришлось подрезать). На передних колесах наружный диск покрашен
в желтый цвет. Остальное без изменений. Переднюю балку сделал самостоятельно из двух
склеенных полосок картона 2 мм. Рессоры обычные наборные, взял из модели КамАЗ-43114 (NOVA)
Выхлопная система: глушитель из модели ЗИЛ-130 (NOVA), труба глушителя – велосипедный
ниппель с пропущенной проволокой (скорее всего их расположение не соответствует оригиналу,
но фоток спортивного грузовика снизу у меня нету). Седельное устройство взято от модели
ЗИЛ-130В1 (NOVA). Топливный бак сделал по фото металлической модели 1:43 (МАЕСТРО).
Спойлер нарисовал самостоятельно по фотографиям и компоновочной схеме.
Да! Чуть не забыл. Листы с развертками капота, бампера, крыльев (перед и зад) и спойлера
также отпечатаны желтым цветом на оборотной стороне бумаги.
Вот такая сборная солянка у меня получилась! Модель среднего уровня, смотрится на полке
гармонично и эффектно. Осталось большое поле для дальнейших доработок – каркас жесткости
кабины и боковых и заднего спойлеров, открывающиеся двери, оригинальная панель приборов,
доработка центрального и заднего спойлера (у меня он цельный, хотя на самом деле состоит
из нескольких деталей), баки-резервуары тормозной системы под кабиной, ну и т.п. Это все
уже для модельных гуру. Эту модель строил для себя,
изначально определив уровень сложности.
При сборке в целом проблем не возникло. Замечания конечно есть: со скрипом натягивал
переднюю часть крыльев, а также было несхождение в 3 мм лобового стекла (причем в нижней
части не хватало 3 мм, а в верхней – на 3 мм было много!). Но маникюрные ножнички сделали
свое дело.
Высылаю доработанные развертки. Только при сборке придется самому
додумывать что и куда надо клеить.
ВЫКРОЙКИ ДЕТАЛЕЙ, СХЕМА СБОРКИ, РИСУНКИ ОБЩЕГО ВИДА:
|