МОДЕЛЬ ГОНОЧНОГО ГРУЗОВИКА "КрАЗ-5460"
«Был в истории советского автоспорта автомобиль с танковым "сердцем". В июле
1992 года «АвтоКрАЗ» привез на немецкий Нюрбург, мекку трак-рейсинга, не просто
гоночный тягач, а первый в ее истории спортпрототип - машину со среднемоторной (!)
компоновкой, двигателем от танка Т-64 и задней независимой подвеской.
Во времена «Союза нерушимого» кременчугский гигант был велик и могуч.
Постройку гоночного тягача инициировали сами заводчане. Зачем? В
1991-м при отделе сбыта была создана внешнеторговая фирма – предприятие нуждалось в
новых рынках и, естественно, в рекламе.
Не последним аргументом «за» в споре – быть или не быть гоночному КрАЗу –
послужил положительный опыт выступления в трак-рейсинге команд ЗиЛа, МАЗа,
КамАЗа. Сколько трудностей предстояло преодолеть энтузиастам! Ведь у кременчужан не
было никакого опыта в постройке спортивных грузовиков. Да и сами грузовики были
предназначены, прежде всего, для бездорожья.
Несмотря на глобальные изменения в конструкции, путь от первоначальной идеи до
реализации ее в металле был наикратчайшим – 7 месяцев. Сверхмощную раму укоротили
и максимально облегчили. Удалили подрамник для седла, а само седло заменили
алюминиевым муляжом. Из пластика изготовили передние крылья и капот интегрального
типа, под которым …ничего не было.
Кременчужане не стали наступать на грабли, как МАЗ и КамАЗ, пытавшиеся
повысить мощность обычных ярославских дизелей V8. А взяли в качестве силового
агрегата танковый двигатель 5ТДФ с двумя коленвалами и двумя поршнями в каждом
цилиндре производства харьковского завода им. Малышева. Путем перенастройки
топливной системы и смены турбины мощность 500-сильного турбодизеля довели до 1000
л. с. Для сравнения: моторы лидеров тогда выдавали порядка 1300-1500 л. с.
При тяжелом (больше тонны!) силовом агрегате о классической переднемоторной
компоновке не могло быть и речи. И кременчужане первыми в грузовом спорте
установили двигатель в базе, достигнув великолепного результата: центр тяжести
опустился ниже оси колеса! Двигатель сблокировали с танковым бортовым редуктором и
механической 8-скоростной планетарной КПП. Чтобы остановить многотонную махину,
разгонявшуюся до 100 км/ч за 12 секунд, понадобились пневматические дисковые тормоза
Lucas и АВS от Knorr Bremse.
Испытания начались уже осенью 1991 года. Но с каждым кругом на автодроме
«Чайка» проблем становилось все больше. Приходилось переделывать буквально все,
вплоть до подшипников. Один из которых и стал для кразовцев камнем преткновения.
Сказать, что приезд украинцев произвел в Нюрнберге фурор – значит не сказать
ничего. Ветер со стороны СНГ все крепчал. Европейские фирмы с опаской, а
организаторы и болельщики в предвкушении сенсации гадали: кого же еще он принесет.
Ведь МАЗ и ЗиЛ на серийных, хотя и доработанных машинах, вовсю отбирали очки у
претендентов на медали, а тут – настоящий прототип. После того, как Медведченко на
«ура» откатал первые тренировки, интерес к «зеленому крокодилу», как его прозвали
немцы, перестал быть чисто умозрительным. К кременчужанам, скромно
расположившимся в самом закутке паддока, потянулись вереницы интересующихся:
зрители, журналисты, гонщики, организаторы, судьи и даже потенциальные партнеры и
спонсоры.
В день первой гонки утробно рыча, словно разъяренный динозавр, КрАЗ-5640
принялся обходить на поворотах одного соперника за другими. Чтобы на прямых снова
откатиться назад. Дело в том, что на тренировках танковый «двухтактник» отчаянно
дымил. А поскольку в гонках черный выхлоп запрещен, после квалификации судьи
предупредили кременчужан: «…у нас так ездить нельзя». В результате Медведченко на
прямой убирал ногу с акселератора. Тем не менее, стартовав 10-м месте, киевлянин
финишировал 7-м. И попал в финал следующей гонки, за которую начислялось вдвое
больше очков. Впрочем, это уже не имело особого значения – оказалось, что «зеленый
монстр» ранен, причем серьезно: не выдержав нагрузок, развалился подшипник на
ступице задней оси. Организаторы, дабы не потерять такого колоритного участника,
предложили (бесплатно!) вертолет, чтобы слетать в Восточную Германию, где в память об
«ограниченном контингенте советских войск» осталось немало КрАЗов. Увы, подшипник,
как и большинство агрегатов, был не серийным, а уникальным, изготовленным в
единственном экземпляре.
Несмотря на то, что с первого этапа кременчугский грузовик выбыл, «АвтоКрАЗ»
получил приглашения от устроителей оставшихся этапов серии. Дольше других верили в
КрАЗ немцы, еще пять лет присылавшие программки, информировали об изменениях в
техрегламенте накануне сезонов. В 1993-м году в ежегоднике, выпускаемом
организаторами трак-рейсинга, был опубликован большой снимок нещадно дымящего
гоночного КрАЗа, перечеркнутый жирным крестом с надписью «No black smoke»
(«Черный дым запрещен»). Увы, это был последний раз, когда его видели в деле».
ТТХ КрАЗ-5460:
Общие данные:
Компоновка – среднемоторная
Масса снаряжен. – 6000 кг
Объем бака – 125 л
Двигатель:
Тип – дизельный, турбонаддувный, с сухим картером
Расположение и кол-во цил./кл. на цил – R5/2
Объем – 12795 см куб
Мощность – 1000 л. с. при 2600 об/мин.
Трансмиссия:
Тип привода – задний
КПП планетарная, 8-ст. мех.
Ходовая часть:
Тормоза – передн./задн. диск. вент./диск. вент.
Подвеска – передн./задн. торсион. независ./торсион. независ.
Шины – Pirelli 315/70 R22,5
Эксплуатационные показатели:
Максимальная скорость – 180 км/ч
Разгон 0-100 км/ч – 12 с
Предлагаем вам построить модель КрАЗ-5460 в масштабе 1:32.
Модель является конверсией модели Владимира Котельникова, 2007 года,
сложна в изготовлении и расчитана на опытных моделистов.
Модель разработана и прислана Сергеем Лисецким, г. Радужный Владимирской обл.
И так слово автору.
Немного из истории создания модели КрАЗ-5460.
На этот раз мой выбор пал на шоссейно-кольцевой грузовик КрАЗ-5460 по прозвищу
"Зеленый крокодил". Основа взята из модели Владимира Котельникова в М 1:100.
Все детали увеличены до 32-го масштаба. Дополнено салон кабины, подкапотное
пространство (Обратите внимание, что двигатель расположен не под капотом,
а в средней части грузовика.), рама, рессоры, задний мост и передняя балка,
выхлопная система, логотипы спонсоров и наклейки. Танковый двигатель 5ТДФ
(применялся на Т-62), установленный в базе прототипа – авторская разработка
и развертка Владимира aka vova. Все дополнительные детали я брал из других
моделей в общем доступе. Что-то перекрашивал, что-то дорабатывал. Использовал
редактор Gimp. Оборотную сторону листов 1 и 2 также залил основным цветом,
чтобы не было белых мест.
Набор инструментов и материалов стандартный. Клей - Момент, Титан, супер-гель.
Торцы - фломастер. Модель собрана без клапанов.
Вот такая сборная солянка у меня получилась!
Эту модель строил для себя, изначально определив уровень сложности.
Модель среднего уровня, смотрится на полке гармонично и эффектно.
Сборка заняла около 1,5 месяцев (естественно с перерывами!).
Осталось большое поле для дальнейших доработок, но это уже для модельных гуру.
Высылаю развертки. Только при сборке придется самому
додумывать что и куда надо клеить. В этом вам помогут надписи на развертках и
фотографии, размещенный в галерее моделей этого сайта.
ВЫКРОЙКИ ДЕТАЛЕЙ, СХЕМА СБОРКИ, РИСУНКИ ОБЩЕГО ВИДА:
|