ГРУЗОВИК ЗАВОДА AVIA
У пражского завода «Авиа» не совсем
обычная биография. Предприятие возникло
в 1919 году и поначалу строило
только самолеты, что, кстати, полностью
соответствовало его названию. Оригинальные
истребители собственной конструкции, лицензионные «фоккеры» и
«мессершмитты», а затем работяги
«ильюшины» — это далеко не полный
перечень его продукции.
Но в 1960 году «Авиа» неожиданно ставит
на конвейер грузовики марки «Прага»:
в то время автомобили оказались нужнее,
чем самолеты. И вот сегодня о былой
специализации «Ааиа» говорит лишь фирменная
эмблема с изображением парящей чайки.
На первом этапе «Авиа» купила лицензию
на производство легких грузовиков у
французской фирмы «Савьем», а в начале
семидесятых годов с конвейера пражского
завода сошли автомобили нового поколения
грузоподъемностью 1500 и 3000
кг, получившие обозначения А15 и А30.
Вскоре к ним добавились двухтонные
фургоны А20, а всего с учетом различных
модификаций кузовов число выпускаемых
моделей «Авиа» достигло трех десятков
при общем «тираже» 12 000 машин в год.
Все модификации семейства А15 — А30
похожи друг на друга и имеют унифицированные
комфортабельные кабины. Каждая
из моделей машины выпускается в трех
вариантах: короткобазовом, длиннобазовом
и нормальном (в обозначении каждого из
них соответственно добавляются литеры R,
L и N). Различаются и двигатели — на А15
устанавливают дизели мощностью 72 л.с.,
а на А30 — 80 л.с.
До конца семидесятых автомобили
«Авиа» поставлялись только на внутренний
рынок Чехословакии, но затем их стали
экспортировать в другие страны.
Перед Олимпийскими играми 1980 года в
Москве машины начали поступать и в
Советский Союз. После всесторонних
испытаний автомобиля был заключен
долгосрочный договор, и уже с начала
восьмидесятых годов грузовики «Авиа» появились
на дорогах нашей страны. На радость
водителям и механикам, единодушно
оценившим высокую надежность и экономичность этих грузовиков.
Подобной машины еще не было в машем автомузее. Восполняя пробел,
предлагаем вам сегомня собрать модель «Авиа» А21 фургон масштабе 1:32.
Сначала разберитесь внимательно,
какой детали сборки на сборочном
чертеже соответствует ее развертка.
Напомним: выклеивать модели будем
методом поузловой сборки, знакомой
уже многим моделистам по прошлым
публикациям. Метод этот значительно
упрощает работу, исключает накопление
ошибок в линейных размерах и
перекосы, уменьшает загрязнение
всей сборки клеем.
Перечислим основные узлы. Это
кабина, шасси, фургон и колеса. В
этой же последовательности приступим к сборке.
Нелишне будет напомнить, что линии,
заканчивающиеся стрелкой, означают
линии перегиба. Это значит, что
по этим линиям следует деталь изогнуть.
Угол изгиба не всегда бывает
равен 90 градусам. Кружки, квадраты и
прямоугольники, перечеркнутые красным
крестом, тоже следует вырезать
изнутри. Маленькие цифры, отмеченные
рядом, на самой детали или ее
клапанах, означают, что данную деталь
следует склеить с указанной деталью.
Клапаны нужно смазать тонким слоем
слегка разведенного водой клея и
быстро наложить на сопрягаемую деталь.
Выступающие капли клея нужно
тотчас же удалить сухой тряпкой или
ватным тампоном. Во время работы
старайтесь держать руки не только
сухими, но и чистыми. Опытные моделисты
моют их с мылом через каждые
15...20 минут работы или после склейки
5 — 6 деталей. В любом случае необходимо
помнить, что бумагу нельзя
сильно растягивать. От клея и от влажных
рук линейные размеры особенно
узких и длинных деталей увеличиваются,
и это сказывается в итоге на качестве сборки.
Из материалов вам понадобится деревянная
дощечка из сосны или ели,
слегка разведанный водой бустилат или
ПВА (они меньше коробят бумагу), а из
инструмента только прямые и маникюрные
ножницы, безопасная бритва.
Начнем с кабины. Согласно сборочному
рисунку вырежьте все составляющие
ее детали. Обращаем ваше
внимание на то, что детали, помеченные
помимо цифры еще и буквой «А»,
считаются вспомогательными — их
следует предварительно соединить с
основной деталью. Подобное соединение
увеличивает прочность стенок конструкции.
Боковинам, капоту, переднему
стеклу и задней стенке придайте
слегка изогнутый вид. Аккуратно подгоните
каждую деталь по месту ее расположения.
А теперь быстро смажьте
клапаны деталей клеем и соедините
развертки между собой. Пока клей не
схватился, тщательно проверьте результаты
работы и, если возникнет такая
необходимость, исправьте замеченные перекосы.
И в этой, и во всех последующих
операциях советуем чаще себя контролировать.
Мелкие огрехи сборки будут
лучше видны, если склеиваемый узел с
разных сторон рассматривать на вытянутой
руке. Не пренебрегайте этим полезным советом.
Постарайтесь выполнить наши рекомендации
также при сборке шасси
и фургона. Для большей прочности
рама изнутри усилена тремя дополнительными
поперечными ребрами. Три
поперечных листа укрепляют изнутри
и фургон. Коробчатая конструкция
обеих узлов станет еще более прочной,
как только они будут соединены в
единую конструкцию. И в этом случае,
смазав сопрягаемые поверхности
клеем и их соединив, убедитесь, что
нет перекосов.
Осями машины служат две деревянные
палочки. Выстругайте их из приготовленной
заранее дощечки. В сечении
оси должны иметь круглую форму диаметром
не более 2.5 мм. Оси плотно
посадите на клею в отверстия коробчатых
узлов шасси, заранее приклеенных
под кабиной и рамой фургона,
Не менее ответственная работа —
сборка передних и сдвоенных задних
колес. По количеству деталей можно
судить о сложности их изготовления. И
здесь еще раз напоминаем о контроле —
небрежно выполненная склейка приведет
к перекосу, отчего не только сами
колеса, но и вся сборка кабины, рамы
и фургона в итоге будет выглядеть
небрежно. Теперь склейте колеса по
приведенному рисунку и также на клею
посадите на оси. Дополнительной раскраски модель не требует.
И. ЮРЬЕВА
|