ТАНКИ В ПУСТЫНЕ
Десять лет назад на экранах телевизоров каждый вечер появлялась заставка американской
телекомпании Си-Эн-Эн "War in the Gulf" - "Война в заливе". В течение пяти
недель телехроника показывала, как авиация стран коалиции час за часом
бомбила коммуникации иракской армии.
После того, как авиация сделала
свое дело, настал черед сухопутных войск. Второй по значению ударной
силой, участвовавшей в конфликте, были танки. Ирак располагал 4230 боевыми
машинами: Т-72, Т-62 и Т-55 советского производства, китайскими Т-69, а
также английскими танками "Чифтен" и "Виккерс", захваченными в
оккупированном Кувейте. Еще более пестрым был танковый парк союзников:
американские М60 и "Абрамс", английские "Челленджер" и "Чифтен",
французские АМХ-30 и, наконец, советские Т-72 (из состава сирийского
воинского контингента) - всего 3360 машин. Просуммировав цифры, можно было
смело утверждать, что предстоящая танковая битва могла далеко превзойти по
масштабам сражение на Курской дуге.
Выяснить, как поведет себя в бою
новейшая бронетанковая техника, так и не удалось - танковая дуэль, к
счастью, не состоялась. Тем не менее, от взглядов специалистов, пристально
изучавших готовящиеся к сражению танки, не укрылось, что наиболее
перспективны для применения в бою были американские М1 "Абрамс",
снабженные лазерными дальномерами, стабилизаторами танкового вооружения,
баллистическими вычислителями - словом, всем тем минимальным набором
электронных средств, необходимых для ведения современного танкового боя.
Еще одно достоинство этого танка -
пушка. На М1 "Абрамс" установлена гладкоствольная пушка. В отличие от
нарезной гладкоствольная дешевле в производстве, более живуча и, наконец,
позволяет разогнать снаряд в канале ствола до чудовищных, так называемых
гиперзвуковых скоростей и тем самым обеспечить его высокую
бронепробиваемость. Стабилизация же снаряда в полете обеспечивается за
счет оперения, которое раскрывается сразу после того, как он покидает
ствол пушки. Есть у гладкоствольных пушек еще одно важное преимущество
перед нарезными - меньшая масса. Отсутствие нарезов позволяет сделать
стенки стволов более тонкими. Эта экономия в принципе позволяет размещать
в танках пушки калибра 130 и даже 140 мм.
Тактико-техническая характеристика танка М1 «Абрамс»
Боевая масса машины 57 т, экипаж 4 чел., вооружение:
120-мм гладкоствольная пушка, 12,7-мм и два 7.62-мм пулемета,
боекомплект пушки 40 снарядов, пулеметов — 11 400 7,62-мм патронов и
400 12,7-мм, двигатель газотурбинный, мощностью 1500 л.с.,
максимальная скорость движения 67 км/ч, запас хода 460 км.
На танке установлены лазерный дальномер,
стабилизатор танкового вооружения в двух плоскостях,
приборы ночного видения, электронный баллистический вычислитель.
Трансмиссия гидромеханическая, подвеска торсионная.
Первый серийный танк М1 «Абрамс» был выпущен в феврале 1980 г.
на армейском танковом заводе в г. Лайма (штат Огайо).
Его производство осуществлялось также на танковом заводе
корпорации «Дженерал дайнемикс в г. Детройт,
которая в 1982 г. приобрела отделение фирмы «Крайслер»,
занимавшееся созданием этого танка.
С августа 1985 г. в войска начал поступать усовершенствованный образец,
на котором 105-мм нарезная пушка была заменена на 120-мм гладкоствольную.
В настоящее время танки М1 «Абрамс» находятся на вооружении
только армии и пехоты США.
Предлагаем вам пополнить свой музей бронетехники бумажной моделью американского танка М1 "Абрамс" в масштабе 1:43.
Сначала внимательно разберитесь, какой детали на сборочных рисунках соответствует ее
развертка. Напоминаем: выклеивать модель будем традиционным способом -
методом поузловой сборки. Этот метод упрощает работу, исключает накопление
ошибок в линейных размерах и перекосы, уменьшает загрязнение сборки клеем.
Перечислим узлы. Это шасси и башня. Разумеется, каждый основной узел собирается из нескольких
второстепенных. На сборочном рисунке вы видите, что шасси состоит из узлов
ходовой части (катки и гусеницы), корпуса, крышки корпуса, а башня
собирается из основания, опорной плиты с пушкой и пулеметом, броневого
корпуса. В этой же последовательности и приступим к сборке.
Нелишне будет напомнить, что штрихпунктирные линии и линии, заканчивающиеся стрелкой, означают
линии перегиба. Сечения А-А, В-В, С-С, D-D, E-E, G-G и H-H также означают,
что это плоскости перегиба. По этим линиям и плоскостям следует детали
перегнуть. Угол изгиба не всегда бывает прямой, т.е. равный 90 градусам.
Кружки, квадраты и прямоугольники, перечеркнутые изнутри красным крестом,
следует вырезать изнутри. Маленькие цифры, отмеченные рядом с деталями или
на их клапанах, означают, что данную модель следует склеить с указанной.
Клапаны нужно смазывать тонким
слоем слегка разведенного водой клея, быстро и точно наложить на
сопрягаемую деталь. Выступившие капли клея тотчас же удалите сухой тряпкой
или ватным тампоном. Во время работы старайтесь держать руки не только
сухими, но и чистыми. Помните, бумагу нельзя сильно растягивать. От клея и
влажных рук линейные размеры особенно узких и длинных деталей
увеличиваются, и в итоге сборка приобретет неряшливый вид.
Подготовьте рабочее место. Лучше,
если это будет ваш письменный стол. Уберите со столешницы все ненужное.
Подстелите широкую дощечку, лист фанеры, пластика или толстого картона. Из
материалов вам понадобится дощечка из сосны или ели, слегка разведенный
водой клей бустилат или ПВА (они меньше коробят бумагу), а из инструмента
- прямые и маникюрные ножницы.
Начнем с шасси. Согласно рисунку вырежьте составляющие его детали. Каждая деталь
имеет свой специфический номер, который на рисунках указан в виде кружочка
и стрелки. При вырезании, конечно, этот кружок уходит в отходы, и потом
бывает трудно установить, какой же номер имела та или иная деталь. Для
упрощения задачи советуем, вырезав деталь, пометить ее карандашом с
тыльной стороны.
Начните со сборки катков. Работа простая, но требует аккуратности. Корпус шасси, пожалуй,
самый сложный узел. Вначале вырежьте все составляющие его детали. Согните
их по указанным буквам и линиям сгиба. Предварительно тщательно подгоните
каждую деталь по месту ее расположения. Затем быстро смажьте клапаны клеем
и одну за одной склейте между собой. Пока клей не схватился, проверьте
результаты работы. В этот момент, если возникнет такая необходимость,
замеченные перекосы еще можно
устранить.
В этой и во всех последующих операциях рекомендуем чаще себя контролировать. Мелкие огрехи сборки лучше
заметны, если склеиваемый узел с разных сторон рассматривать на вытянутой
руке. Не пренебрегайте этим полезным
советом.
Расположенные внутри корпуса
коробчатые элементы и переборки значительно усиливают прочность
конструкции. Но бумага есть бумага. Поэтому в руках вы почувствуете
слабину стенок корпуса. Сборка станет жестче, как только вы присоедините к
ней крышку корпуса, которую вы соберете отдельно. Но прежде чем
присоединять ее к корпусу, необходимо проделать одну важную операцию. По
разметочным кружочкам шилом проткните в бортах корпуса отверстия, а затем
на клею установите в них оси - короткие гвоздики (деталь 98). Вот теперь
можно соединять вместе корпус и крышку ходовой части. Когда клей
схватится, присоедините все катки и наденьте гусеницы (предварительно
склеенные детали 99). Наклеить на готовый узел мелкие детали 75, 76, 77,
78 и 82 труда не составит.
Башня собирается из четырех узлов. Последовательность сборки указана на рисунках
крупными стрелками. Остается соединить вместе два главных элемента сборки
- башню и ходовую часть. На нашей модели башня вращается, поэтому
тщательно проработайте поворотный узел. Если сборка выполнена без
перекосов, башня будет легко поворачиваться в любую сторону.
Модель собрана полностью. Как видите, никакой дополнительной раскраски она не потребует. А теперь
поставьте ее на витрину вашей книжной полки и ждите очередной публикации
из этой серии.
В. Ротов
|