МУЗЕЙ НА СТОЛЕ
...КАТИТСЯ, КАТИТСЯ ГОЛУБОЙ ВАГОН
Москвичи и гости столицы, наверное, обратили внимание на новые вагоны,
появившиеся недавно на подземных линиях Московского метрополитена. На борту их
можно прочитать: "Испытания". Тех же размеров, но необычные - шестигранные по
форме, они стали более вместительными. Мягкая подвеска значительно снизила шум и
вибрацию. Более плавным стал ход. Словом, вскоре поездки в метро обещают быть
еще комфортабельнее, как только Мытищинский машиностроительный завод приступит к
их серийному производству.
Предлагаем любителям бумажного макетирования собрать по нашим чертежам новый
метропоезд и пополнить им свою домашнюю выставку транспортной техники.
Модель выполнена в масштабе 1:60.
Приготовьте ножницы, шило, металлическую линейку, острый нож, готовальню, остро
заточенный карандаш средней твердости, прозрачный пластмассовый треугольник,
клей ПВА или БФ-2, кальку, копировальную бумагу, черную тушь и набор темперных
красок.
Материалы обычные: плотная чертежная бумага, тонкий картон и старые велосипедные
спицы.
А теперь внимательнее разберитесь в чертежах. Обращаем внимание, на развертках
детали 1, 171 и 132 приведены в усеченном виде. Чтобы получить их в натуральную
величину, надо достроить недостающую часть - она симметрична приведенной.
Сначала займемся изготовлением самых трудоемких заготовок - для буксовых узлов
7, направляющих цапф 122 и гасителей вертикальных колебаний вагона 15. От
велосипедной спицы отрежьте стержень длиной 80 мм. Оберните его один раз
полоской чертежной бумагой размером 105x40 мм по меньшей стороне. Конец полоски
смажьте клеем, сверните и склейте. Для каждого вагона таких трубок потребуется
шесть штук. Направляющая цапфа и гаситель вертикальных колебаний вагона, по сути
дела, те же цилиндрические бумажные трубки, только большего диаметра. Для их
изготовления воспользуйтесь уже готовыми трубчатыми заготовками как оправками.
Оберните их плотно полосками бумаги размером 105x40 мм, смазанными с одной
стороны клеем. А чтобы втулка легко снималась, проложите лист тонкой бумаги.
Пока заготовки сохнут, приступайте к изготовлению вагона.
Полвагона составляется из основания 171 и поперечин 172. Перечертите на плотную
чертежную бумагу контуры основания в натуральную величину. Аккуратно вырежьте
заготовку. Тупым концом ножниц продавите линии сгиба. Переднее и заднее лобовые
предохранительные устройства отогните вниз и приклейте. Заготовьте шесть
поперечин 172. Наклейте их на основание.
Для изготовления боковин 3 вагона перечертите на плотную чертежную бумагу
контуры сначала правой половины - 3П, а затем симметрично ей, но в зеркальном
изображении, левой - 3Л. Продавите тупым концом ножниц линии сгиба. Смажьте
клеем продольные клапаны и склейте их между собой. На крыше вагона должна
получиться продольная балка, придающая ему дополнительную прочность. Далее
смажьте клеем клапаны на основании и поперечинах и, вставив продольную балку в
прорези, произведите сборку.
Разметьте и вырежьте головную часть кабины машиниста 2. Согните деталь по линиям
сгиба и аккуратно приклейте в передней части вагона. Точно так же вычертите,
вырежьте и приклейте к основанию вагона заднюю стенку 18.
Вычертите в натуральную величину вентиляционный кожух 1. Вырежьте и склейте,
придав ему объемный вид. Установите кожух на крыше вагона. Кабина машиниста и
салон вагона готовы. Теперь можно приступать к сборке тележек. От велосипедной
спицы отрежьте две заготовки длиной 38 мм - они послужат осями для колесных пар.
Вагон опирается на рельсы восемью колесами. Для каждого колеса придется вырезать
из картона одну деталь 111, две детали 112 и две детали 113.
Соединение деталей колесной пары на клею производите на оси, как показано на рисунке.
Раму тележки 10 соберите из двух продольных балок 101 и двух поперечин кожухов
102. От заготовленных ранее трубок отрежьте две заготовки длиной 20 мм, склейте
их с продольными балками. По разверткам вырежьте шкворневую балку 16. Аккуратно
подклейте ее к раме тележки. Направляющая цапфа 12 состоит из пяты 121 и
подпятника 122. Отрежьте от заготовленного бумажного цилиндра отрезок длиной 6
мм, приклейте его торцевой стороной к середине шкворневой балки. Вырежьте
поперечную балку 14. Для прочности наклейте ее на картон и установите под рамой
против шкворневой балки. Оси колесных пар 8 вставьте в поперечные балки тележки.
Установите на оси колеса. Вырежьте магнитно-рельсовый тормоз 9 и установите его
под поперечной балкой 14 против колесных пар. От трубки отрежьте еще несколько
отрезков длиной 6 мм - это будут гасители колебаний вагона 15. Установите их
между шкворневой и поперечной балками. Далее изготовьте буксовые узлы 7. От
трубки отрежьте втулки длиной 6 мм и наклейте их на кронштейны 72. Готовые узлы
установите на оси 8. Пружины 6 проще всего сделать из стальной проволоки
диаметром 0,5 мм, предварительно навив ее на стальную спицу. В готовом виде
каждая пружина должна иметь диаметр 5 мм и длину 10 мм. Установите пружины на
кронштейнах букс. Опорную раму 5 склейте из продольных 51 и поперечных 52
коробчатых элементов. Установите раму на шкворневой балке. От трубки отрежьте
две пяты (деталь 121) длиной 10 мм. Вставьте их в подпятники 122. Торцы
подпятников смажьте клеем и установите готовые тележки под вагоном.
Из деталей 41, 42, 43 и 44 заготовьте два
автосцепных устройства. Приклейте их к тележкам так, чтобы они оказались сзади и спереди вагона.
Из двух деталей 131 и 132 склейте ящики электрооборудования. Установите их
под вагоном.
Чтобы поезд имел законченный вид, потребуется сделать еще несколько вагонов -
один или два промежуточных и головной. Присмотритесь внимательней. Промежуточный
вагон от головного отличается лишь тем, что у него нет кабины машиниста. Вместо
нее нужно установить заднюю стенку, соответственно изменив конфигурацию пола
вагона.
Готовые вагоны соедините и поставьте на рельсы. Их проще всего изготовить из
картонных полосок, склеенных в виде перевернутой буквы Т.
Как вы помните, цвет метровагонов - голубой. Подберите соответствующую темперную
краску. По бокам вдоль вагона ниже окон проведите белую полосу. Подвагонные
тележки, автосцепное устройство, ящики электрооборудования покрасьте черной
краской.
В. КОСТЫЧЕВ, инженер
Рисунки автора
|