Rambler's Top100
  "Музей на столе"         ( "Левша" 10, 2001 )

МОДЕЛЬ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ ВАЗ-1111 "ОКА"

       Уже не один десяток лет внимание автолюбителей и автоконструкторов обращается к машинам особо малого класса. И это не случайно, ведь большинству необходима небольшая экономичная и недорогая легковушка. Вот почему в нашей стране сразу на трех автозаводах - ВАЗе, КамАЗе и на Серпуховском мотозаводе - начато производство отечественной микролитражки "ВАЗ-1111" "Ока", спроектированной специалистами Волжского автомобильного завода. А ее опытный образец впервые был продемонстрирован на Центральной выставке-ярмарке НТТМ еще в 1987 году. Тогда она и привлекла огромный интерес автолюбителей. Небольшие габариты, рациональный четырехместный салон, найденные пропорции кузова и невысокая цена - все это по достоинству оценили посетители выставки. Несмотря на то что "Ока" была спроектирована в сжатые сроки, испытания машины показали, что она в целом удалась. Этому во многом способствовал опыт, накопленный вазовцами при проектировании и доводке переднеприводных "Спутников" "ВАЗ-2108".
       Схема автомобиля с передними ведущими колесами и поперечно расположенным двигателем давно уже стала классической для миниатюрного легкового автомобиля. Именно такая схема была выбрана и для "Оки". Тщательно прорабатывая конструкцию машины, специалисты добились наиболее компактного размещения агрегатов в моторном отсеке при вполне удовлетворительном доступе к ним для технического обслуживания. Рассматривая варианты с различными наклонами блоков цилиндров, конструкторы признали лучшим вариант с поперечным вертикальным расположением двухцилиндрового двигателя, унифицированного по рабочему процессу с двигателем "ВАЗ-2108" и имеющего те же поршни, шатуны, клапаны и детали их привода.
       Двухвальная четырехскоростная коробка передач крепится к двигателю последовательно. Передача вращающего момента на передние колеса - с помощью полуосей неравной длины.
       Принципиально новым для отечественного автомобилестроения стала установка силового агрегата, рычагов передней подвески типа "качающаяся свеча" и реечного рулевого механизма на подрамнике с использованием при этом резиновых подушек. Резиновые опоры применяются и при креплении подрамника к передним и верхним лонжеронам кузова, проходящим над колесными арками, что позволяет осуществлять сборку, ремонт, монтаж всех узлов вне самого автомобиля, только на подрамнике.
       Помимо этого, появилась возможность автоматизации сборки силового блока. Существует и еще одно достоинство - "вторичное" подрессоривание элементов подвески, закрепленных на подрамнике, значительно снижающее уровень вибрации и шума в салоне.

Предлагаем вам сегодня собрать модель "ВАЗ-1111" "Ока" в масштабе 1:30.

       Задняя подвеска "Оки" выполнена аналогично подвеске автомобиля "ВАЗ-2108". Такая конструкция - со связанными рычагами - используется на машинах особо малого класса впервые.
       Раскройте скрепки и отделите от журнала обложку. Чтобы остальные листы журнала не рассыпались, установите скрепки на прежнее место. На первом листе вы найдете цветные развертки всех деталей для сборки модели автомашины "Ока". Сначала внимательно разберитесь, какой детали на сборочном рисунке соответствует ее развертка. Напоминаем: выклеивать модель будем методом поузловой сборки. Он упрощает работу, исключает накопление в линейных размерах и перекосы, уменьшает загрязнение поверхности клеем.
       Основные узлы - кузов, шасси и колеса. В этой последовательности и поведем сборку. Но напомним сначала, что линии, заканчивающиеся стрелкой, означают линии перегиба, по этим линиям следует деталь изогнуть. Угол изгиба не всегда бывает прямым. Кружки, квадраты и прямоугольники, перечеркнутые красным крестом, следует вырезать изнутри. Маленькие цифры рядом с деталью, на ней самой или ее клапанах означают, что данную деталь следует склеить с указанной деталью.
       Уберите со стола все ненужное. Постелите лист фанеры или картона. Из материалов вам понадобятся деревянная дощечка из сосны или ели, слегка разведенный водой бустилат или ПВА - они меньше коробят бумагу, а из инструмента - прямые и маникюрные ножницы и шило.
       Начните с кузова. Вырежьте детали 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Каждую предварительно слегка помните пальцами и прокатайте через край стола, чтобы придать им необходимую кривизну. Аккуратно подгоните каждую деталь по месту ее расположения. Затем быстро смажьте клапаны клеем и последовательно склейте между собой. Пока клей не схватился, тщательно проверьте результаты своей работы. Если возникнет такая необходимость, исправьте замеченные перекосы. И в этой, и во всех последующих операциях советуем чаще себя контролировать. Мелкие огрехи сборки всегда выявляются, если готовый узел с разных сторон рассматривать на вытянутой руке. Не пренебрегайте этим полезным советом.
       Склеенный кузов еще не обладает достаточной прочностью, но пусть вас это не смущает. Сборка станет прочнее, как только присоедините к ней шасси - второй узел нашей модели. Основу его составляют днище (деталь 8) и два коробчатых узла передней и задней подвесок (детали 9, 13, 14 и 10, 11, 12). Выклеиваются они порознь и уже в готовом виде присоединяются к днищу.
       Далее можно приступать к сборке кузова и шасси. Сопрягаемые клапаны аккуратно промажьте тонким слоем клея и быстро соедините, помогая себе тонкой спицей. Пока клей окончательно не схватится, убедитесь, что нет перекосов.
       Осями машины послужат деревянные палочки (детали 33). В сечении они должны быть круглыми, диаметром не более 2,5 мм. Оси плотно посадите на клею в отверстия коробчатых узлов обеих подвесок.
       Не менее ответственная работа - сборка колес. Аккуратно вырежьте детали 29, 30, 31 и 32. Деталь 30 протяните через край стола или накрутите несколько раз на круглый карандаш. Соберите колеса по приведенному рисунку и также на клею посадите на оси.
       Завершает работу над моделью подклейка деталей, образующих передний и задний бамперы (детали 17,18 и 19), задние огни (детали 22 и 23), стеклоочиститель (деталь 28) и накладка 26 на крышу модели.

В. РОТОВ


Источник: В. Ротов. Малыш из семейства легковых. / "Левша" 10, 2001, 5-6 с., лист 2.
SCAN: AAW Edit & OCR: MasterRU
Web-design: VladS          2001-2016
Hosted by uCoz