Rambler's Top100
  "Музей на столе"         ( "Левша" 9, 2001 )

БРОНЕАВТОМОБИЛЬ М. НАКАШИДЗЕ

       Русско-японская война стала той войной, опыт которой оказал немалое влияние на развитие военного дела в XX веке. Пулемет и скорострельные пушки, минометы и ручные гранаты, радиосвязь и аэростаты, подводные лодки и морские мины — все это впервые широко применили в бою на суше и море.
       Именно участник этой войны подъесаул Сибирского казачьего полка Маньчжурской армии М. Накашидзе создает тогда первый реализованный в России проект бронеавтомобиля. В этой машине русский офицер, большой сторонник идеи использования автомобиля в армии, постарался воплотить свои мысли, рожденные войной на Дальнем Востоке. Российское военное ведомство выдало заказ на постройку этой машины в 1904 году французской фирме «Шаррон, Жирардо эт Уайт», сомневаясь в возможности постройки ее на отечественных заводах, и в 1905 году первый броневик был доставлен в Россию.
       Для своего времени это была грозная машина. Двигатель в 37 лошадиных сил (как у современного «Запорожца») позволял трехтонной машине двигаться со скоростью 50 километров в час. А ее 4,5-мм броневые листы из хромированной стали защищали экипаж от пуль и осколков. Проходимость по бездорожью обеспечивалась большим клиренсом. Чтобы броневик уверенно чувствовал себя на поле боя, колеса имели вместо деревянных спиц диски из броневой стали и сплошные шины. На бортах машины крепились специальные мостки. Уложенные под колеса, они позволяли преодолевать рвы шириной до 3 метров, 8-мм пулемет Гочкиса, установленный во вращающейся башне, имел круговую зону обстрела. Второй пулемет был запасным и находился в корпусе.
       На вооружении современной армии стоят сейчас далекие потомки бронеавтомобиля Накашидзе, в которых вряд ли просматриваются черты их предка. Но есть у них качества, которые будут их роднить всегда — броня, подвижность и огневая мощь.

       На внутренних страницах вкладок (листы 1, 2, 3 и 4) вы найдете цветные рисунки всех деталей и контуры деталей, выгибаемых из проволоки, будущей модели бронеавтомобиля Накашидзе.
       Уберите все ненужное с рабочего места, оставив необходимый инструмент, материалы и листы с развертками деталей. Чтобы не испачкать стол, накройте его листом пластика или клеенкой. Из инструментов вам потребуются ножницы — прямые и маникюрные (для вырезания деталей), шило (для прокалывания отверстий в деталях), линейка (с ее помощью, прижав детали к углу стола, удобно загибать лепестки или протягивать детали, которым необходимо придать коническую или цилиндрическую форму). Из материалов заготовьте клей, булавки, алюминиевую проволоку, картон и скрепки. Клей лучше всего взять ПВА — после высыхания он приобретет прозрачный вид, из-за чего его капли, попавшие на поверхность модели, не портят внешнего вида.
       Прежде всего внимательно изучите порядок сборки модели. Модель собирается узловым способом. Основные узлы модели — рама, корпус и башня. В состав этих крупных узлов включены более мелкие:
       прожектор, колеса и рессоры, запасное колесо, пулемет. Сборка каждого узла показана на отдельном рисунке. Номера деталей в основном повторяют порядок сборки модели. Номер детали обозначен цифрой в кружочке со стрелкой. При вырезании детали ее обозначение будет отрезано, поэтому рекомендуем надписать его карандашом с обратной стороны. Иногда из-за отсутствия свободного места такое обозначение может отсутствовать, тогда для обозначения нескольких одинаковых деталей от кружочка с номером детали в направлении аналогичных деталей направлена жирная угловая стрелка.
       Применяемые обозначения похожи на те, с которыми вы встречались раньше, или понятны по своей символике. Непрерывные линии, заканчивающиеся или с лежащим на них треугольником, служат линиями сгиба. Штрих, с лежащими на нем двумя кружочками, означает, что деталь необходимо свернуть в трубку, штрих с кружочком и стрелкой — свернуть в кольцо или цилиндр. Положение штриха соответствует оси свертывания детали. Свертываемые детали необходимо перед склеиванием протянуть через край стола, держа ее за концы. «Ножницы», лежащие в зоне детали, означают, что это место необходимо вырезать. «Ножницы», обращенные к линии, — линию отреза или разреза. Номер, стоящий на лепестке, указывает на сопрягаемую с лепестком деталь. То же самое обозначает номер с полкой, тянущейся или просто стоящей возле линии (линия служит линией сопряжения). При вырезании детали эти номера тоже желательно перенести карандашом на ее обратную сторону. Цветовой фон номеров деталей обозначает следующее: желтый — наклейте деталь на картон, зеленый — левая деталь (по ходу движения модели) из двух симметричных, синий с белым цветом номер — деталь выполните из проволоки.
       Итак, первый узел — рама. Приклейте детали 2 и 3 к детали 1. Деталь 3 вклейте в деталь 1 так, чтобы боковые части проема рамы имели П-образное сечение, задняя часть образовывала брус, а спереди деталь 3 закрывала образовавшееся отверстие в детали 1. Из алюминиевой проволоки диаметром 1,5 мм подготовьте ось 4 и вставьте ее в отверстие в раме 1. С помощью булавки соберите пластины рессоры 5, 6, 7, 8, 9 и приклейте их к раме. Склейте балку 10 так, чтобы она имела Н-образный профиль (двутавр), и приклейте ее к детали 9. Скрутите в трубочку шкив 11 и приклейте или прикрепите, надев на булавку, к раме 1. Место крепления обозначено на боковой поверхности кружочками. Склейте детали 12 шкива попарно между собой, предварительно наклеив их на картон. Проделайте в центре шкива 12 отверстия шилом. Закрепив с помощью булавки шкив 12 на балке 10, склейте концы ремня 13, обхватив ею шкивы 1 и 12. Установите крылья 14п и 14л с помощью кронштейнов 15 и 16, сделанных из скрепок на раме 1. Место установки кронштейнов 15 и 16 обозначено на раме 1 маленькими кружочками. Склейте детали 18, 19, 20, 21 между собой. В отверстие. диска 18 вставьте свернутую в трубку деталь 17. Диски 18 склеиваются между собой попарно (кроме запасного колеса). Наденьте передние колеса на ось 4. Задние колеса закрепите булавками вместе с шкивами 12 на балке 10.
       Следующий узел — корпус. Склейте между собой детали корпуса 2, 23, 24 и 25. Приклейте заслонки окон 26, 27 к деталям 22 изнутри корпуса. Деталь 24 вклейте внутрь корпуса. Крышу корпуса 28 сложите пополам, прорежьте в ней отверстия и приклейте к деталям 23, 25, 22 корпуса. Приклейте капот 29 к детали 23 и присоедините собранную конструкцию к раме 1. Склейте между собой детали 30, 31, 32, 22. Наклейте на корпус детали 33, 34, 35, 36. Приклейте на корпус собранное запасное колесо, обхватив его предварительно наклеенными кронштейнами 37. Ось колеса должна совпадать с окружностью на детали 25. Согните из скрепок 2 детали 38 и
       установите их на корпус. Место установки — маленькие окружности возле краев детали 23. Согните из скрепки кронштейн подножки 39 и приклейте ее к корпусу вместе с подножкой 39. Согните из скрепки заводную ручку 41 и установите ее на раме, закрепив каплей клея. Место установки — маленькая окружность на детали 2.
       Сборка башни. Наклейте погон 42 на картон и приклейте к ней детали 43, 44, крышу башни 46. Приклейте деталь 45 между деталями 42 и 44, люки 47 и 48, предварительно наклеенные на картон, — на крышу 46, деталь 49 — на люк 48. Далее соберите пулемет. Сделайте из скрепок детали 50 и 51. Склейте между собой ребра 55 и 56 и проделайте в них отверстие, в которое вставьте ствол 50. Накрутите деталь 52 на ствол 50, а деталь 53 — на деталь 51. Установите собранные детали в башню и наклейте деталь 54. Наклейте кожух ограждения 57 и короб 58 на башню 44. Установите собранную башню в отверстие крыши корпуса 28.
       Последний узел — прожектор. Склейте детали 59, 60, 61, 62, 63, 64 между собой и наклейте собранный прожектор к детали 2 рамы.
       Склейте мостки 66 и закрепите их булавками на корпусе. Место установки обозначено на деталях 66, 22 окружностями. Наклейте деталь 67 на корпус.

Е. Найдин


Источник: Е. Найдин. Броня, подвижность, огневая мощь. / "Левша" 9, 2001, 1-3 с., листы 1-4.
SCAN: AAW Edit & OCR: MasterRU
Web-design: VladS          2001-2016
Hosted by uCoz