Rambler's Top100
 "Музей на столе"         ( Ескадра на столi 1-2004, 1-3, 6 с. )


ПОГРАНИЧНЫЙ СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 1124П.

В 1973-1985 гг. для морских частей погранвойск СССР было построено 17 ( 12 - ССЗ г. Зеленодольск, 5 - ССЗ в г. Хабаровск) малых пограничных сторожевых кораблей проекта 1124П. Эти корабли были разработаны на базе малого противолодочного корабля проекта 1124, которые строились в СССР большой серией и являлись "рабочей лошадкой флота".
      В отличие от базового проекта на 1124П вместо ЗРК СО "Оса-М" разместили в носу вторую 57-мм артустановку АК-725.

      С 1994 года два корабля этого проекта "Измаил" и "Днепр" входят в состав ВМС Украины.
      Корвет U206 "Винница" (бывший пскр "Днепр"), который с 7 апреля 1977 года и по сегодняшний день постоянно находится в составе первой линии сил флота.
      После передачи корабля Военно-Морским Силам Украины корвет "Винница" участвовал во многих флотских и международных учениях: "Кооператив партнер-96", "Море-96", "Классика-96", "Сбор-паход-99", "Фарватер мира-99", "Кооператив партнер-2000", "Бриз-2002", "Фарватер-Форпост-2002", "Кооператив партнер-2004" и многих других.
      Эмблемой корвета "Винница" является герб этого города, данный ему в 1650 году королем Яном Казимиром.
      Корвет U205 "Чернигов" (бывший пскр "Измаил") построен Зеленодольским судостроительным заводом в 1980 году. Зачислен в состав Морских частей пограничных войск КГБ СССР 17 февраля 1981 года.
      С 1981-го по 1989 г. корабль находился в строю больше 2000 суток - пять с половиной лет, из них на боевой службе - 1053 суток (почти 3 года). В ходе пограничных рейдов было досмотрено 5459 судов и 5936 человек, 296 корабля задержано, из них 14 - иностранные шхуны. В феврале 1986-го и в феврале 1989 годов в составе кораблей КЧФ участвовал в выдворении из территориальных вод СССР отряда кораблей ВМС США - крейсера "Yorktown" и эсминца "Keron".
      Прибывая в составе ВМС Украины, корвет "Чернигов" неоднократно участвовал во многих международных учениях: "Шторм-96", "Классика-96", "Море-96" и "Си бриз-97".
      Эмблемой корабля является щит, где на фоне голубого и желтого цветов объединены изображения флага Военно-Морских Сил Украины и герба города Чернигов, стилизированного силуэта пантеры - как символа быстроты и силы - и девиза экипажа "Победа во имя жизни!"

Основные элементы ПСКР проекта 1124П:
Водоизмещение (Т): стандартное - 825, нормальное - 903, полное - 982, наибольшее - 1009.
Размеры (м): 71,20 х 10,29 х 5,85 (с учетом обтекателя ГАС).
Энергетическая установка: ДГТУ (1 газ. турб. М-813, 18000 л.с., 2 диз. М-507А, по 10000 л.с.)
Скорость полного хода - 35 узлов, дальность плавания при скорости в 14 узлов - 2700 миль.
Автономность - 9 суток.
Вооружение: 2х2 - 57-мм (АК-725) - 1000 выстрелов, 2х2 533-мм ТА, 2Х12 РБУ-6000 (96 РГБ-60), 20 глуб. бомб. РЛС "Рубка", навигац. РЛС "Дон", ГАС "Шелонь" и "Аргунь".
Экипаж - 60 человек.

Предлагаем вам построить модель единственного оставшегося в строю корабля этого проекта - U206 "Винница" ВМСУ. Масштаб 1:200.

РАБОЧЕЕ МЕСТО, ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
      Перед тем, как приступить к изготовлению модели, необходимо оборудовать рабочее место. Им может стать хорошо освещенный стол, на котором всегда под рукой должны находиться ножницы, острый нож, лезвие бритвы, металлическая линейка, циркуль, "обычный" остро заточенный карандаш, шариковые ручки, кисточки для красок и клея, прозрачная калька и копировальная бумага. Склеивать детали желательно клеем ПВА. Этот клей достаточно удобный для моделиста, т.к. он не токсичный, бесцветный после высыхания и имеет хорошие клеящие свойства.

КОРПУС И ВИНТО-РУЛЕВАЯ УСТАНОВКА
      Основой любого корабля является его корпус, который служит для поддержания судна на водной поверхности и придает ему мореходные свойства. При этом в нем можно разместить оборудование и механизмы, надстройки и вооружение, а также помещения для жизнедеятельности экипажа. Исходя из этого, корпус корабля, как и корпус модели, должен иметь одно важное свойство - прочность, поэтому детали корпуса и надстроек должны находится на жестком картоне. Внимание! Страницу с выкройками №1 и №2 надо перевести на жесткий картон.
      Начнем набор корпуса (на эскизе и чертеже обозначен под №1), как это показано на рисунке Iа Id (страница №1). Вырезав детали А1, А2, А3 и шпангоуты обоих бортов, соединяем их, создавая своеобразный скелет, который в свою очередь, наклеиваем на нижнюю часть верхней палубы А4, приклеиваем транец. На следующем этапе нарезаем полоски из тонкой бумаги и наклеиваем их на скелет корпуса модели так, как это показано на рисунке Ib.
Борта и днище. Обшивку корпуса модели невозможно сделать из цельного куска картона, т.к. сам корпус имеет плавные обводы. Сначала к шпангоутам приклеиваем борта 1 и 2, предварительно подогнув под углом места для склеивания (рис. Ic), потом на киль, шпангоуты и борта наклеиваем днищевую конструкцию, которая состоит из деталей 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10, которые стыкуются одна с другой. Даем корпусу просохнуть. В отверстия минных дорожек (рис. Ie) вклеиваем детали 12 и 121.
      Теперь приклеиваем пассивные успокоители качки (дет.11) и привальные брусья (дет. 56, 57) (рис. Id).
      Заканчиваются корпусные работы установкой обтекателя гидроакустической станции (дет. А19, А23 и 14 - 18), винторулевой группы (дет. 19, 20, 21, 22, 23, 120, 120а, 120b и 120с) и труб отвода выхлопных газов (дет. 53-54)(рис.Id).
      Винто-рулевая группа изготавливается следующим образом: рули (дет.22) состоят из деталей 21, 22 и 23, которые склеиваются между собой, а в нижнюю часть их основания вставляется тонкая проволока или иголки, благодаря которым рули буду крепиться в отверстия в кормовой части днищевой конструкции обшивки корпуса (рис. Im).
      Теперь начнем работу непосредственно по изготовлению движителя судна. На рисунках I, f и 1h показано, как собрать кронштейны валолиний и "рубашки" валолиний. Приклеим их к днищу. Следующим этапом будет изготовление трех трехлопастных винтов, как это показано на рисунке. На металлический вал соответствующего диаметра намотать полоску тонкой бумаги (дет.24а). Чтобы придать винту конусоподобный вид, наклеим на конец вала дет. 24b. Потом на утолщение вала, которое получилось, приклеим лопасти (дет.24с). Винты готовы, теперь их необходимо поставить на свои штатные места.

НОСОВЫЕ НАДСТРОЙКИ       На рис. IIa показан скелет надстройки, который состоит из деталей основы А5, которые при наклеивании на верхнюю палубу А4 образуют технологичные пазы. В них, предварительно намазав клеем, необходимо вставить детали Б1 Б5'. Деталь верхней части надстройки А6 приклеивается к детали Б1 Б5' сверху, создавая конструкцию на подобие вышки. На А6 наклеиваем палубу надстройки (дет.28),(рис.IIb).

НАДСТРОЙКА ПОЛУБАКА
      Сборка надстройки полубака показана на рис. IIIa, рис. №1. Основная деталь 25 имеет сложную геометрическую форму, кроме того, надстройка полубака включает и дымовую трубу. Деталь надо вырезать, продавить ножницами места сгибов и установить, прижав ее по месту и приклеив основанием к главной палубе и основы носовой надстройки А4.

КОРМОВАЯ НАДСТРОЙКА
      Сборка надстройки показана на рис. IV, листа VI. Надстройка состоит из следующих деталей: основания надстройки А24 и Б8, Б9 верхняя часть надстройки (А25), палуба (68). Обшивка кормовой надстройки создается дет.67.

РУБРА
      Сборка показана на рис. V, Va (лист №2). Рубку можно сделать следующим образом. К основанию жесткого картона рубки А7 приклеить поперечные и продольные шпангоуты Б6 и Б7. На верхнюю часть шпангоутов приклеить палубы А8, А9 и А10, также сделанные из жесткого картона, поверх которых наклеить тонкий картон палубы (дет. 30). Конструкцию, которая сформировалась, обклеить бортами (дет.29). В носовую часть приклеить воздухоотбойники (дет.51, 52), кронштейн прожектора и сам прожектор (дет. 118, 119), до кормовой части рубки приклеить собранную вентиляционную решетку (дет. 35, 36, 37) и две входные двери (дет. 87, 88). На палубу рубки установить ходовой мостик (дет.33).

ФОК-МАЧТА
      На рис. VI, листа №2 показана сборка мачты. Основная деталь - тумба мачты 38, на которую крепятся все основные детали. Сложность при исполнении элементов мачты возникает при изготовлении ажурных мачт: они изготавливаются отдельно из тонких пластмассовых трубочек, нагретых над пламенем свечи. Крепление ажурных мачт показано на листе VI.

ВООРУЖЕНИЕ
      Сборка комплексов "АК-725" (дет.5), РБУ-6000 (дет. 6), торпедного аппарата (дет. 17) показаны на листе №2, рис. VI, VIa и VId.

ЗАВЕРШЕНИЕ ПОСТРОЙКИ
      Масштабные модели являютя уменьшенной копией судна-прототипа и поэтому моделисты стараются изготовить как можно точнее элементы масштабной модели и насытить ее наибольшим количеством мелких деталей: вентиляторами, спасательными кругами, кнехтами.
      На модель надо установить якорь, государственный герб Украины, антенны связи, шлюпку, шлюпбалки, флаг и гюйсштоки все это надо сделать с большой точностью и аккуратностью, иначе модель будет выглядеть неряшливо.

ПОКРАСКА
      Важным моментом после постройки модели является ее покраска. Хорошо сделанную модель можно испортить плохой покраской, поэтому красить ее надо достаточно осторожно.
      Склеенный корпус надо тщательно ошкурить, все щели зашпаклевать, поскольку покраска не спрячет, а наоборот, подчеркнет все недостатки, которые были допущены при постройке. Шпаклевку можно сделать смешав тальк и нитролак: на один объем талька два объема нитролака. Сделанной шпаклевкой с помощью плоской и мягкой кисточки равномерно покрывают весь корпус слоем соответствующей толщины. Эту операцию повторяют через определенное время, когда первый слой полностью высохнет, но раньше, чем через 24 часа. Потом шлифуют корпус мелкозернистой наждачной бумагой.
      Для покраски лучше всего подходит акварельная нитрокраска. Следует помнить, что нитрокраску нужно наносить только на нитрокраску. Если использовать краску на другой основе, то можно совсем испортить модель.
      При покраске модели кисточку лучше вести все время в одном и том же направлении. В качестве главного принципа надо принять, что красят крест-накрест, т.е. один слой наносят вдоль, а следующий поперек покрашенной поверхности. После того, как эти слои высохнут, обрабатывают покрашенную поверхность мелкой наждачной бумагой и красят опять, пока не получат ровной, почти зеркальной поверхности.
      Следует также помнить, что лучше всего покраску модели делать в разобранном виде, и, дождавшись высыхания краски на деталях, приступать к сборке.

Общий вид модели и ее спецификация:

I - Корпус. II - Носовая надстройка. III - Надстройка полубака. IV - Кормовая надстройка. V - Рубка. VI - Фок-мачта.
1 - Гюйс шток; 2 - Якорь Холла; 3 - Брашпиль; 4 - Волнорез; 5 - АУ АК-725; 6 - РБУ-6000; 7 - Ходовой мостик; 8 - Сигнальный прожектор; 9 - Визирная колонка управления стрельбой АУ АК-725; 10 - РЛС "Дон"; 11 - РЛС МР-302 "Рубка"; 12 - Радиопеленгатор; 13 - Грибки воздухозаборника; 14 - Антенна; 15 - Кранец; 16 - Баллон сжатого газа; 17 - 2х533-мм торпедных аппарата ДТА-53-1124; 18 - Радар; 19 - Переносной забортный трап; 20 - РЛС поиска воздушных и надводных целей; 21 - Флагшток; 22 - Рулевая группа; 23 - Крышка минного слипа; 24 - Винторулевая группа; 25 - Шестивесельный ял; 26 - Крышка ГАС; 27 - Баркас; 28 - Обтекатель ГАС МГ-332Т,

ЧЕРТЕЖИ И ВЫКРОЙКИ:

Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать

А. Празукин


Источники: "Ескадра на столi" - Випуск №1, 2004 - Корвети "Чернiгiв" i "Винниця".
Павлов А. С. Военные корабли СССР и России 1945-1995г. Справочник. -Якуцк, 1995 г. -208 с., с ил.
История отечественного судостроения. Т.5. /под. ред. акад. И. Д. Спасского. -СПб.: Судостроение, 1996.- 544 с., ил.
Кузин В.П., Никольский В.И. Военно-Морской Флот СССР 1945-1991. -СПб.: Историческое Морское Общество, 1996.- 656 с., ил
SCAN: ??? Пер. с укр.: MasterRU

Web-design: VladS          2001-2013

 

Hosted by uCoz