Rambler's Top100
 "Музей на столе"         ( "Maly Modelarz" 8, 1974 )


НЕФТЕРУДОВОЗ 105-ТЫСЯЧЕТОННИК «МАРШАЛ БУДЕННЫЙ»

Новым достижением польских конструкторов в корабелов был спуск на воду 19 января 1974 года 105-тысячетонника „Маршал Буденный", головного в серии универсалов, строящихся по заказу Советского Союза. Три следующих судна этого типа уже запущены в производство. Это был первый в истории польского судостроения 105-тысячетонник!

О размерах этих судов свидетельствуют такие цифры: длина 244,5 м, ширина 38.7 м, высота, считая от главной палубы 22 м, расчетная осадка 16 м, водоизмещение 150000 т. Главный двигатель — Цегельский-зульцер тип 8 РНД 90 мощностью 23 200 л.с. при 122 об./мин. Скорость 16 узлов.

Модель выполнена в масштабе 1:420.

Общие указания

Модель имеет довольно простую конструкцию, поэтому с ней справятся даже моделисты со средним опытом. Ввиду размеров модели, а также по технологическим соображениям планы судна значительно упрощены. Несколько необычный масштаб объясняется недостатком места.

Прежде чем приступать к изготовлению модели, следует внимательно изучить листы с планами. Готовый вид модели в значительной мере зависит от точности выполнения наших указаний. Разумеется, моделисты могут прибегать в работе над моделью к иным методам и приемам, чем рекомендуемые нами, но для этого надо обладать значительным опытом.

Принимаем принцип, что все плоскости палуб, шпангоуты и продольные связи для прочности приклеиваются на картон толщиной 1—1,5 мм. На сетках некоторых деталей схематически указывается, как следует их сгибать или скручивать — на это также следует обратить внимание, прежде чем вырезать их. По линиям сгибов надо делать легкие надрезы лезвием бритвы или острым ножом: это не только облегчит монтаж элементов, но и будет иметь большое значение для окончательного вида модели. Для склеивания элементов модели рекомендуем пользоваться двумя видами клея: хлорокаучуковым типа „бутапрен", который дает прочное и вместе с тем эластичное соединение склеиваемых поверхностей — он особенно рекомендуется для склейки плоских и длинных элементов. Для соединения металлических элементов с бумажными (антенны, грузовые стрелы, краны) советуем пользоваться нитроцеллюлозными клеями типа "кристалл-цемент".

Из других материалов нам понадобятся: картон толщиной 1—1,5 мм, чертежный картон, проволока диаметром 0,5— 0,7 мм, канцелярские булавки и кнопки. Лакируя модель бесцветным лаком, следует придерживаться следующих указаний: корпус модели покрывать лаком после окончательной сборки, но перед установкой палубных надстроек и люков. Элементы палубных построек лакировать до того, как они будут приклеены к палубе, а еще лучше — до сборки, потому что „шов" — клей может разойтись под действием лака.

Порядок изготовления модели

Сборку корпуса начинаем с наклеивания листов 7 и 8 на картон. Из-за недостатка места вместо пяти одинаковых шпангоутов (от ВЗ до В7) дается лишь один. Остальные четыре следует вырезать по этому шаблону, т.е. по образцу частей ВЗ и В7. Кроме того, некоторые шпангоуты и продольные связки начерчены слитно, конечно, надо отделить верхние части от нижних по линиям деления. Повсюду там, где это следует сделать, изображены ножницы.

Составные части продольных связей корпуса (ч. П1 и П2), межпалубного пространства (М1 и М2) и главной палубы (ч. 1, 2 и 2а) соединить и приклеить на полоски картона соответствующих размеров, получив, таким образом, целые детали. После того, как они будут вырезаны, нижнюю часть (М1 и М2) прикрепляем канцелярскими кнопками таким образом, чтобы лишь их шляпки прижимали элементы дна к столу. Далее приклеиваем продольные связи и шпангоуты, обозначенные арабскими цифрами. Главную палубу надо сначала соответствующим образом выгнуть, чтобы ее форма соответствовала форме верхних краев шпангоутов. Удалив кнопки, переворачиваем каркас вверх днищем и в соответствии с кривизной палубы прокладываем вдоль ее боковых краев узкие полоски картона и все вместе прикрепляем кнопками к столу. После окончания сборки нижней части каркаса корпуса, вырезаем элементы обшивки и днища и приклеиваем их к шпангоутам, начиная с носа.

Но прежде надо приклеить к форштевню соответствующим образом изогнутую часть 4. Такой же тщательной „формовки" требует носовая часть обшивки днища (ч. 5). Этого можно добиться, протягивая формируемые края между большим пальцем и тупой стороной ножа или ножниц. Для облегчения сборки обшивки днища в местах соединения сегментов приклеиваем к шпангоутам узкие (5 мм) полоски тонкой, предпочтительно оберточной бумаги. Поскольку рисунки достаточно ясно объясняют способ выполнения отдельных деталей, ограничимся лишь указаниями относительно сборки, ее очередности (там где это необходимо) и материалов.

Монтаж бортов начинаем с носа. В первую очередь приклеиваем правильно выгнутую часть 18. Затем прилаживаем и приклеиваем отрезки борта. Места соединения отрезков укрепляем тонкими, узкими полосками картона.

Монтаж палубы надстроек прост и хорошо показан на рисунках. Поэтому он не требует объяснений.

Колонну кормовой грузовой стрелы (ч. 54) сворачиваем в тесную трубочку и склеиваем, после чего вставляем в отверстие в помосте (ч. 53). Помост оклеиваем релингом (ч. 53) и прикрепляем к шлюпочной и главной палубам. Соприкасающиеся с помостом части барьера шлюпочной палубы надо вырезать лезвием бритвы. Точно так же поступаем с барьерами в местах установки трапов (ч. 55).

Монтаж грузовых люков может доставить некоторые трудности, в частности, установка трапов, идущих вокруг комингсов люков. Их делают из элементов (ч. 65 и 68), разрезанных на полоски, и приклеивают к комингсам.

Затем поочередно надо установить грузоподъемные средства вдоль лицевой стены надстройки. Способ монтажа показан на пояснительных рисунках. Несущую шину крана делаем из куска проволоки толщиной 0,5—0,7 мм. При выполнении деталей из проволоки следует руководствоваться схемами (шаблонами), которые имеются в планах.

Теперь приступаем к изготовлению шлюпбалок и вентиляционных труб. Эти последние скручиваем в тесные трубочки из элементов, обозначенных номерами 80 и 84 и приклеиваем в указанных местах. Эти детали можно также сделать из таких материалов, как дерево, пластмасса (старые вкладыши от шариковых ручек), металлические трубки.

Строительство помоста между шестым и седьмым грузовыми отсеками начинаем с изготовления и установки мачт (ч. 69). Собственно помост (ч. 72). подклеенный для прочности картоном, оклеиваем релингом (ч. 72а) и, прикрепив к подпоркам (ч. 70, 71) устанавливаем в указанном месте. Грузовые помосты (ч. 76) устанавливаем на выгнутых соответствующим образом проволочках, концы которых опускаем в сделанные в палубе отверстия.

Осветительные мачты (образец VII) устанавливаем попарно рядом с грузовыми площадками. Мачты делаем из кусков проволоки, а лампы — из кружков станиоля. Для лучшего эффекта изгибаем их в форме фонарей.

Якоря проще всего сделать, накленивая их сетки на плотный картон и вырезая острием ножа. Спасательные шлюпки делаем из элементов, обозначенных номерами 86, 87, 88, 89. Бортники шлюпок надо надрезать в местах, обозначенных черточками и изогнуть, пользуясь тупой стороной ножа или ножниц. Подобным образом подгоняем „брезент" (ч. 89). Готовые шлюпки приклеиваем к шлюпбалкам (или подвешиваем к ним).

Винт для придания нужной формы надо слегка надрезать. Для закрепления этой формы его надо покрасить с оборотной стороны желтым нитролаком. Вал винта свернуть из детали 92 и ввести внутрь корпуса через прорезанное в корме отверстие. Колпак винта можно сделать из части 91 или из кусочка дерева или пластелина.

Перо руля (ч. 93) укрепить кусочком проволоки и приклеить под выступом кормы.

Основания кнехтов (ч. 54) приклеиваем на палубе в обозначенных местах, а выступающие из них части делаем из булавок, покрашенных черной краской.

Модель можно сделать эффектнее за счет дополнительного оснащения. Можно, например, протянуть вдоль всей палубы трубопровод. На планах он показан в виде прерывистой линии. Трубопровод можно сделать из капроновой жилки или из выкрашенной в серый цвет проволоки; их приклеивают к палубе.

Если корпус будет краситься, то надо предварительно зашпаклевать все места соединений и щели. Шпаклевку можно приготовить из небольшого количества талька и нитролака. Она должна иметь густоту сметаны. Наносят шпаклевку ножом или лопаточкой, просушивают (около часа), а затем протирают зашпаклеванные места мелкозернистой наждачной бумагой.

Общий вид модели

РИСУНКИ И ВЫКРОЙКИ:

Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать

Богдан Васяк,
Лодзь


Источник: ж. "Maly Modelarz" 8, 1974
SCAN: ??? EDIT & OCR: MasterRU

Web-design: VladS          2001-2010

 

Hosted by uCoz