Rambler's Top100
 "Музей на столе"         ( "Горизонт". Модель-копия 2. Крейсер II-ранга "Новик". )


КРЕЙСЕР 2-го РАНГА - «НОВИК»


ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

    Крейсер "Новик" был построен для русского флота фирмой Щихау в Германии. Он предназначался для ведения разведки при эскадре и защиты ее от миноносцев. На ходовых испытаниях "Новик" развил скорость около 26 узлов (48 км/час) и долгое время был самым быстроходным крейсером мира. По этому же проекту в 1902 г. на петербургских верфях заложили еще 2 крейсера - "Жемчуг" и "Изумруд", которые вошли в строй в 1904 г. Большую серию крейсеров по образцу "Новика" построила и "владычица морей" Британия.
    В декабре 1901 г. "Новик" вошёл в строй Балтийского флота, но уже в 1902 г. ушёл на Дальний Восток, где вошёл в состав 1-й Тихоокеанской эскадры. Сразу же после вероломного нападения японских миноносцев ночью 8/9.02,1904 г. на русскую эскадру в Порт-Артуре "Новик" вышел в море на поиск неприятеля, а в последующем дневном бою эскадры с японским флотом его решительные действия не только получили высокую оценку русского командования, но и вызвали восхищение у противника,
    Крейсер "Новик" был самым популярным и активным кораблём порт-артурской эскадры. Благодаря высокой скорости, блестящей выучке экипажа и умелому командованию он с успехом выполнял самые разнообразные задачи: выходил в море навстречу прорывавшимся в Порт-Артур транспортам и на выручку своим миноносцам, поддерживал огнём войска на приморских участках фронта, прикрывал минные постановки и траление, выводил русские миноносцы в атаку. При выходе в море всей эскадры первым, как правило, выходил "Новик", завидя который все японские лёгкие корабли бросались прочь. Сам же "Новик" никогда не уклонялся от боя, не считаясь с силами противника.
    В генеральном сражении 10.08, 1904 г., когда русская эскадра пыталась уйти из заблокированного Порт-Артура во Владивосток, "Новик" вместе с крейсером "Аскольд" прорвался через кольцо вражеского флота. Более часа гнались за ним японские крейсера, но безнадёжно отстали. Пополнив запасы угля в порту Циндао, "Новик" пошёл во Владивосток вокруг Японии. Однако из-за износа механизмов в результате непрерывной 7-месячной службы расход угля превысил норму, и крейсеру пришлось зайти за углем в порт Корсаковск на о. Сахалин. Здесь 20.08.1904 г. он был перехвачен японским крейсером "Цусима". В ходе 2-часового боя "Новик" нанес своему более сильному противнику серьёзные повреждения и заставил его отойти. Но и сам получил 3 подводные пробоины, заделать которые в необорудованном порту не было возможности. Поэтому, когда вечером к порту подошёл мощный японский крейсер "Читосе". командир "Новина", не имея шансов прорыва во Владивосток, решил затопить свой крейсер в русских территориальных водах, чтобы после войны его можно было поднять. К сожалению, по условиям мирного договора 1905 г южная часть о. Сахалин отошла к Японии.
    В русском флоте имя "Новик" унаследовал в 1911 г. новейший эсминец, самый сильный и быстроходный корабль своего класса во всём мире. Эсминец "Новик" покрыл себя неувядаемой славой в годы первой мировой и Великой Отечественной войн.

Тактико-технические характеристики крейсера "Новик"
Водоизмещение (нормальное (полное), т 2719 / 3027
Размеры
(длина, ширина, осадка), м
109,86 х 12,2 х 5,0
Мощность механизмов = скорость:
по проекту
17000 л.с. = 25 узлов
на испытаниях 19000 л.с. = 25,6 узла
Дальность плавания
10-узловым ходом, миль
3500
Вооружение: 6 скорострельных орудий 120-мм длиной в 45 калибров,
6 скорострельных орудий 47-мм,
2-37-мм и 2 пулемета,
5 надводных торпедных аппаратов калибром 381 мм.
Бронирование: палуба 37 мм (на скосах: 51 мм),
в районе машин над палубой возвышались 70-мм броневые гласисы,
боевая рубка 30 мм, щиты орудий 25 мм.
Экипаж: 337 человек.


ИНСТРУКЦИЯ ПО СБОРКЕ

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ

    Картонная модель крейсера "Новик" выполнена в масштабе 1:200. Модель не является сложной в изготовлении и ее сборка особого труда не составит, хотя потребует аккуратности и терпения. Начинающим моделистам дадим несколько советов.
    Для работы над моделью понадобятся: ножницы, клей ПВА (или другой подобный), пинцет, шило, острый нож или лезвие, надфили, наждачная бумага, мягкая проволока диаметром 0,5-0,8 мм (лучше всего распрямленные канцелярские скрепки), булавки с головкой, картон толщиной 0,8-1 мм и 2 мм, деревянные рейки для мачт, черные нитки.
    Детали следует вырезать точно по внешнему контуру. Линии сгибов прочерчивайте шилом или тупым концом ножа, наклонив его под углом примерно 45° (рис. 1). Детали, которые нужно склеить в форме трубочек или конусов, перед склейкой оберните вокруг твердых цилиндрических или конических предметов подходящего размера (круглый карандаш, стержень шариковой авторучки, вязальная спица и т.п.) - рис. 2. Мелкие детали из плотной бумаги и картона сворачиваются в трубочку плохо, поэтому советуем, после того как Вы обернете их вокруг проволоки, отделить внутренний слой, осторожно поддев его кончиком ножа или лезвием (рис. 3). Тогда деталь легко свернётся в трубочку нужного размера, сохранив с лицевой стороны рисунок и окраску. Те детали, которые при склейке должны иметь криволинейную (выпуклую) форму, например, детали обшивки днища или детали спонсонов (полукруглых площадок для орудий по бортам корабля), следует несколько раз протянуть по кромке стола в перпендикулярном к ней направлении (рис. 4). После этого детали легко придать нужную форму и приклеить по месту.
    Клей лучше всего наносить заостренной палочкой или проволокой толщиной около 1 мм (спицей). Делайте это аккуратно, помня, что избыток клея пачкает деталь, может её переувлажнить и покоробить.
    Придерживайтесь в работе принципа: "Семь раз примерь, один раз приклей".
    Внимательно ознакомьтесь со всеми рисунками и указаниями по сборке.

СБОРКА КОРПУСА
    Наклейте на картон детали килевой рамы К1 и К2. шпангоуты 1-ХVII, палубы ВЛ1, ВЛ2, ВП1, ВП2, ППБ и КПБ (детали ВЛ и КПБ имеют правые и левые части). Толщину картона подберите такой, чтобы детали входили в соответствующие прорези с небольшим усилием. Длинные детали набора корпуса ( килевую раму и палубы ВЛ и ВП ) склейте из 2-х частей с помощью полосок картона, не допуская при этом перекосов. В прорези килевой рамы вставьте шпангоуты, в их боковые прорези вставьте детали ВЛ, а сверху приклейте ВП. В верхние части прорезей носовой части килевой рамы над ВП вклейте верхние части шпангоутов ХIIIа-ХVIIа, а к кромке полубака (возвышения над ВП) приклейте деталь ХIIIб. Все эти детали должны быть перпендикулярны к килевой раме. В их боковые прорези вставьте справа и слева детали КПБ, а сверху приклейте деталь ППБ (рис. 1). Кромки шпангоутов оклейте полосками бумаги шириной 5-8 мм, которые должны доходить до ВП; такие же полоски приклейте по кромкам ВП и КПБ в носовой части.
    Оклейку днища деталями 1-10 следует начинать с носа, подгоняя каждую последующую деталь встык к предыдущей. Если у вас получились щели, заклейте их полосками нужного размера, нарезав их из "резерва" (лист 3).
    В кормовой части днища приклейте детали 11-14, как указано на рис. 2. Проколов шилом в дет. 7 отверстия, вставьте в них гребные валы, которые надо сделать из проволоки диаметром 1,5-2 мм по шаблону А. Склейте дейдвуды бортовых валов 15 и проденьте их на валы, приклеив к дет. 7 в указанных местах. Выступающие концы валов приклейте к дет. 9 с помощью кронштейнов 16 ( рис.2 ).
    Начиная с носа, оклейте надводную часть корпуса деталями 18, 19 и 20 (правыми к левыми), нижние части которых должны накладываться на обшивку днища, а верхние - проходить по кромке палубы ВП (фальшборт детали 19 должен возвышаться над ВП на 7 мм). Полубак оклейте с бортов деталями 21п и 21л, загнув их верхние части на ППБ и приклеив к ней.
    Изнутри к фальшборту деталей 19 и 21 приклейте дет. 19а и 21а, соответственно, затем прикрепите фальшборт к палубе уголками 196 и 216, а сверху приклейте планшир 19в и 21в. В указанных местах приклейте к дет. 19 и палубе коечные сетки 22, 23, 24 и 25 (правые и левые). Полукруглые выступы спонсонов на ВП оклейте по кромке деталями 26п, 26л, 27П и 27Л и приклейте их концы встык к дет. 19 и 21. Изнутри приклейте дет. 26а и 27а, частично приклеив их изнутри к дет. 19, затем приклейте дет. 26б к 27б, а сверху - дет. 26в и 27в ( справа и слева ). В кормовой части палубы ВП приклейте фальшборт 28, придав ему форму в соответствии с рисунком на палубе и приклеив его концы к дет. 27. Изнутри, повторяя форму, приклейте дет. 28а, затем 28б, а сверху - 28в (рис. 3).
    В указанных местах приклейте крышки якорных клюзов 29, отводы 30, гребные винты 17, кормовой торпедный аппарат 31 и шлюпочные выстрелы, которые надо сделать по шаблону Б из проволоки или спичек. После этого работайте с моделью, укрепив её на подставке, которую соберите из деталей 32-35 согласно рис. 4 (детали 32-34 надо наклеить на картон толщиной 1,5-2 мм).

НАДСТРОЙКИ.
    Надстройку 36, придав ей нужную форму, приклейте к палубе ВП и дет. ХIIIб так, чтобы её верхние кромки были вровень с палубой ППБ. Сверху на ППБ и дет. 36 приклейте настил палубы полубака 37. а трапы 37а приклейте к 37 и ВП рядом с надстройкой 36. На палубу 37 приклейте боевую 38 и ходовую 39 рубки, на которые сверху приклейте носовой мостик 40 (его надо наклеить на тонкий картон). Крылья мостика подкрепите стойками (4 шт.), сделанными из проволоки диаметром 0,5-0,8 мм по шаблону В. По кромке мостика приклейте ограждение 40а, оставив место для трапов 40б, которые приклеиваются к крыльям мостика и палубе 37.
    Приклейте на ВП среднюю 41 и кормовую 42 надстройки. Сверху на 42 приклейте кормовой мостик 43, который предварительно тоже усильте картоном. Крылья мостика укрепите на коечных сетках стойками из проволоки, сделанными по шаблону Г. По кромке мостика приклейте ограждение 43а, а в указанном месте - трап 43б.
    Склейте по рис. 5 три дымовые трубы 44 и приклейте их на надстройки, а к трубам приклейте трубки паровых свистков и сброса пара, сделанные из проволоки по шаблонам Д и Е (рис. 7 и 8). Из деталей 45-50 соберите вентиляционные раструбы и приклейте их на палубы и надстройки. Склейте носовую 51 и кормовую 52 прожекторные площадки, компасную площадку 53, световые люки 54 и 55, сходной тамбур 56, люки 57 и 58, банкет кормового орудия 59 и приклейте их в указанных на рис. 7 и 8 местах. На 41 приклейте трубу камбуза 60 и кильблоки 61 под гребной катер. На коечные сетки и надстройки приклейте шлюпочные ростры 62 и 63, все детали которых надо наклеить на миллиметровый картон (рис. 7 и 8).
    Склейте компасы 64 (внутрь вставьте гвоздики), машинные телеграфы 65, штурвал 66 и прожекторы 67 и приклейте их на надстройки, как показано на рис. 7 и 8.

ШЛЮПКИ, РАНГОУТ И ТАКЕЛАЖ.
    Из деталей 68 соберите 2 паровых катера (рис. 6) и приклейте их на ростры 63 кормовой надстройки. Баркас 69 и моторный катер 70 установите на клею на рострах 62 (катер справа), а гребной катер 71 - на надстройку 41. По шаблонам Ж и 3 из проволоки диаметром 0,8 мм сделайте по 4 шлюпбалки, которые полосками бумаги размером 5х1 мм приклейте снаружи на дет. 19. На концах кормовых шлюпбалок с помощью ниток подвесьте вельботы 72 и 73. По шаблонам И-П сделайте из деревянных реечек мачту, стеньгу, реи, гафель и шлюпочный кран и склейте их друг с другом в соответствии со схемой на листе 6. В указанных местах на мачте приклейте прожекторную площадку 74 и боевой марс 75. Мачту на клею установите в отверстие на ВП. По шаблонам Р и С сделайте носовой и кормовой флагштоки, к которым приклейте соответственно гюйс 76 и флаг 77. При проводке такелажа из ниток руководствуйтесь рисунками 7 и 8.

ВООРУЖЕНИЕ, ПАЛУБНЫЕ УСТРОЙСТВА.
    Из дет. 78 соберите 6 120-мм орудий, а из дет, 79 - 6 орудий калибром 47 мм (стволы по шаблонам Т и У). Приклейте эти орудия в указанных местах на палубах 37 и ВП (120-мм орудия можно сделать вращающимися на штырьках из кусочков проволоки). Аналогично соберите из дет. 80 и проволоки по шаблону Ф две 37-мм пушки, которые приклеиваются на крылья кормового мостика, и из дет. 81 - два пулемета (стволы по шаблону X), которые устанавливаются на марсе 75.
    Волнолом 82 приклейте на полубаке перед носовым орудием, предварительно подогнав его по месту (его верхняя кромка слегка наклонена вперед). В носу приклейте дет. 83, чтобы она являлась как бы продолжением борта.
    Шпили, собранные из дет. 84, приклейте в носу и корме на 37 и ВП, а по бортам от носового шпиля приклейте якорные подушки 85. На них приклейте 2 якоря 86 из трёх, а третий приклейте на 37 с левого борта (якоря наклеиваются на картон и красятся чёрным). От клюзов к скобам якорей на подушках протяните толстую чёрную нитку, имитирующую якорную цепь, Перед носовым шпилем приклейте край 87 (шаблон Ц). Из тонкой проволоки по шаблонам Ч и Ш сделайте кран-балки (1 и 2 штуки) и установите их как показало на рис. 7 и 8. В указанных местах приклейте кнехты 88 и киповые планки 89, а с каждого борта к дет. 19 приклейте трапы 90 (рис. 7 и 8).



РИСУНКИ:

Скачать Скачать Скачать Скачать

ВЫКРОЙКИ:

ОРИГИНАЛЬНЫЕ. (Размер листа при речати A3 - 356 х 270 мм)
Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать
Дополнительные листы ( с красной окраской корпуса ниже вытерлинии):
Скачать Скачать

РЕЗАНЫЕ (Размер листа при речати A4 - 270 x 210 мм)
Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать


АВТОР - КОНСТРУКТОР С.В. Сулига, к.т.н.,

ХУДОЖНИК С.А. Балакин


Источник: Модель-копия крейсера II-ранга "Новик". (Игрушка-самоделка для детей 13-16 лет).
Московский комбинат игрушек "ГОРИЗОНТ"
SCAN: ??? OCR: MasterRU

Web-design: VladS          2001-2010

 

Hosted by uCoz