Rambler's Top100
 "Музей на столе"         ( "Горизонт". Модель-копия 1. Крейсер I-ранга "Аскольд". )


КРЕЙСЕР 1-го РАНГА - «АСКОЛЬД»


ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

    Бронепалубный крейсер 1-го ранга "Аскольд" был одним из наиболее известных кораблей русского флота, активным участником трех войн и двух революций. Являясь улучшенной версией знаменитого крейсера "Варяг", "Аскольд" всегда восхищал моряков своими стремительными обводами, мощным вооружением и высокой скоростью хода. Благодаря изящному силуэту с пятью высокими и слегка откинутыми назад трубами, этот крейсер нельзя было спутать ни с каким другим кораблем.
    "Аскольд" был построен в Германии по заказу русского правительства и в 1902 году вошел в состав Балтийского флота. Начало русско-японской войны в 1904 году застал "Аскольд" в Порт-Артуре, где базировались основные силы русской 1-й Тихоокеанской эскадры. С первых же дней крейсер активно участвовал в боях с японскими кораблями. Во время генерального боя 28 июля, когда русская эскадра пыталась уйти из заблокированного с суши Порт-Артура во Владивосток, "Аскольд" одним из немногих русских кораблей сумел прорвать кольцо японского флота, нанеся повреждения двум его броненосным крейсерам. Однако, из-за нехватки угля и полученных в бою повреждений крейсеру пришлось зайти в нейтральный порт Шанхай. Не имея возможности выйти в море через установленный международными правилами срок, "Аскольд" был вынужден разоружится до конца войны.
    С 1905 года "Аскольд" входил в состав Сибирской флотилии и был ее флагманом, а когда в августе 1914 года началась первая мировая война, он вместе с союзными кораблями воевал на просторах Тихого и Индийского океанов. Осенью "Аскольд" перешел на Средиземное море, где достиг наибольших успехов в течение двух суток он захватил турецкий транспорт "Хайфе", потопил канонерскую лодку "Седул Бахр" и большой транспорт "Петер Рякмерс".
    Начиная с апреля 1915 года, "Аскольд" в составе англо-французской эскадры участвовал в Дарданелльской операции, неоднократно получая благодарности союзного командования за отличную стрельбу.
    В марте 1916 года, пройдя за полтора года войны 55000 миль, "Аскольд" прибыл во французский порт Тулон для ремонта, который продлился более года. На корабле была создана нелегальная революционная организация, поддерживающая связь с Россией через политэмигрантов. Узнав о существовании организации, командование крейсера жестоко расправилось с революционными матросами.
    В ноябре 1916 года, учитывая важность северного пути, через который в Россию шли военные грузы, русское командование зачислило "Аскольд" в состав флотилии Северного Ледовитого океана - прообраза современного Северного флота.
    События февраля 1917 года застали "Аскольд" в Англии где он был на ремонте. Экипаж крейсера приветствовал свержение царского режима и, добившись списания с корабля старого командования, потребовал возвращения в Россию, и вскоре прибыл в Мурманск. В дни Великого Октября моряки крейсера безоговорочно перешли на сторону Советской власти.
    Летом 1918 года, воспользовавшись малочисленностью экипажа, английские интервенты силой захватили крейсер и увели его в Англию под названием "Глори IV" . После окончания гражданской войны и интервенции крейсер в ноябре 1921 года был возвращен РСФСР.

Тактико-технические характеристики крейсера "Аскольд"
Водоизмещение (нормальное), т 5905
Размеры
(длина, ширина, осадка), м
130 х 15 х 5
Мощность механизмов = скорость:
по проекту
19000 л.с.
на испытаниях 20420 л.с. = 23,8 узла
Дальность плавания
13,5 -узловым ходом, миль
3140
Вооружение: 12 орудий 152 мм длиной 45 калибров
12 орудий 75-мм длиной в 50 калибров
9 орудий 47-мм
2 орудия 37-мм
2 пулемета
6 торпедных аппаратов (4 надводных, 2 подводных)
Бронирование: палуба 51-76 мм (над машинным отделением 102 мм),
боевая рубка 152 мм,
подача боезапаса 37 мм,
щиты орудий и казематы 25 мм,
защита носового и кормового торпедных аппаратов 37-58 мм
Экипаж: 534-565 человек.


ИНСТРУКЦИЯ ПО СБОРКЕ

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ

    Картонная модель крейсера "Аскольд" выполнена в масштабе 1:200. Модель не является сложной в изготовлении и ее сборка особого труда не составит, хотя потребует аккуратности и терпения. Начинающим моделистам дадим несколько советов.
    Для работы над моделью понадобятся: ножницы, клей ПВА (или другой подобный), пинцет, шило, острый нож или лезвие, надфили, наждачная бумага, мягкая проволока диаметром 0,5-0,8 мм (лучше всего распрямленные канцелярские скрепки), булавки с головкой, картон толщиной 0,8-1 мм и 2 мм, деревянные рейки для мачт, черные нитки.
    Детали следует вырезать точно по внешнему контуру. Линии сгибов прочерчивайте шилом или тупым концом ножа, наклонив его под углом примерно 45° (рис. 1). Детали, которые нужно склеить в форме трубочек или конусов, перед склейкой оберните вокруг твердых цилиндрических или конических предметов подходящего размера (круглый карандаш, стержень шариковой авторучки, вязальная спица и т.п.) - рис. 2. Мелкие детали из плотной бумаги и картона сворачиваются в трубочку плохо, поэтому советуем, после того как Вы обернете их вокруг проволоки, отделить внутренний слой, осторожно поддев его кончиком ножа или лезвием (рис. 3). Тогда деталь легко свернётся в трубочку нужного размера, сохранив с лицевой стороны рисунок и окраску. Те детали, которые при склейке должны иметь криволинейную (выпуклую) форму, например, детали обшивки днища или детали спонсонов (полукруглых площадок для орудий по бортам корабля), следует несколько раз протянуть по кромке стола в перпендикулярном к ней направлении (рис. 4). После этого детали легко придать нужную форму и приклеить по месту.
    Клей лучше всего наносить заостренной палочкой или проволокой толщиной около 1 мм (спицей). Делайте это аккуратно, помня, что избыток клея пачкает деталь, может её переувлажнить и покоробить.
    Придерживайтесь в работе принципа: "Семь раз примерь, один раз приклей".
    Внимательно ознакомьтесь со всеми рисунками и указаниями по сборке.

СБОРКА КОРПУСА
    Наклейте на картон все деталь, вырезанные с листов 1, 2 и 3. Для килевой рамы К1-К2, шпангоутов I-ХV и деталей подставки ХIХ-ХХI лучше всего взять картон толщиной 1,5-2 мм, а для остальных, в том числен для деталей с других листов, обозначенных знаком "х", нужен картон толщиной 0,8-1 мм, так как именно под эту толщину выбрана ширина пазов и высота деталей обшивки борта и надстроек. Вертикальными прорезями шпангоуты вставляются в прорези килевой рамы, склеенной из двух частей К1 и К2 с помощью пластин КЗ. В боковые прорези шпангоутов справа и слева вставьте детали нижней палубы НП1-НПЗ, склеив их между собой полосками из картона (здесь и далее везде стрелочки показывают направление в нос). Сверху к килевой раме и шпангоутам приклейте верхнюю палубу, детали которой ВП1 и ВП2 составляются в единое целое и скрепляются полосками картона, приклеенными с тыльной стороны. Между шпангоутами II и III, с правого и левого борта, приклейте в показанном месте на детали К1 площадки ХVIп (правая) и ХVIл (левая), полукруглые выступы которых при взгляде сверху должны совпадать с выступами на верхней палубе. Точно также приклейте между шпангоутами III и IV площадки ХVIIп и ХVIIл.
    Полученный набор (скелет) корпуса необходимо выровнять, чтобы верхняя палуба была ровной и без закручивания, а шпангоуты были перпендикулярны килевой раме и палубам; при необходимости места стыка шпангоутов с палубами укрепите полосками бумаги или картона на клею, согнутыми под прямым углом. Все неровности и выступы шпангоутов, килевой рамы и палуб, особенно в местах пересечения их кромок, надо сгладить наждачной бумагой. Для удобства рекомендуем наклеить наждачную бумагу на небольшую дощечку или обернуть вокруг неё. Носовую и килевую кромки килевой рамы - форштевень и ахтерштевень - в указанных местах надо заострить, обработав наждачной бумагой с обеих сторон. По кромкам нижней палубы и всех шпангоутов приклейте полоски плотной бумаги шириной 5-8 мм. В местах пересечения полоски не должны накладываться друг на друга (рис. 5).
    Обшивку днища модели деталями 1-11 начинайте с носа. Перед тем как приклеить очередную деталь, подгоните её по месту, обращая особое внимание на место стыка с предыдущей. Середину каждой детали старайтесь приклеить ровно по килевой раме. Края деталей обшивки днища должны заходить выше нижней палубы. В дет. 11 перед приклейкой вырежьте прямоугольное отверстие под кронштейн руля на килевой раме, а сам кронштейн потом оклейте деталью 11а.
    Закончив обшивку днища, заклейте возможные щели бумагой зелёного цвета, воспользовавшись "резервом" на листе 4.
    Наклейте детали бортовой обшивки 18п, 19п, 20п, 18л, 19л и 20л, начиная с носа или с кормы, справа и слева. Нижняя часть обшивки борта заходит на обшивку днища, так что чёрная полоса (ватерлиния) проходит по кромке нижней палубы. Перед приклейкой деталей 20п и 20л прорежьте на них пазы в указанном месте и загните части борта над этими пазами по пунктирным линиям внутрь, а клапаны для приклеивания спонсонов 27 и 28 отогните наружу.
    К деталям 19п и 19л с внутренней стороны фальшборта, т. е. выступающей над верхней палубой части обшивки борта, приклейте детали 19а и 19б, как показано на рис. 6.
    К деталям 18п и 18л приклейте спонсоны для 4-х кормовых 75-миллиметровых орудий. Сначала перпендикулярно к борту приклейте наклеенные на картон детали 21а и 22а так, чтобы при взгляде сверху они совпадали с выступами верхней палубы. Затем каждая пара выступов (верхнего на палубе и нижнего) оклеивается деталью 21б или 22б (отдельно для каждого борта), причём отверстие под ствол орудия должно быть обращено в корму. Снизу к каждому спонсону приклейте детали 21в и 22в. Аналогично склейте спонсоны носовых 4-х 75-миллиметровых орудий - детали 26 и 27 наклейте справа и слева на дет. 20п и 20л. Ещё 4 75-миллиметровых орудия на нашей модели показаны не будут - они находятся в средней части корпуса, по 2 на борт, и закрыты ставнями (между ними показаны ставни бортовых надводных торпедных аппаратов).
    В средней части корпуса оформите спонсоны для бортовых 152-миллиметровых орудий. Деталями 23а, 24а и 25а оклейте по кромке выступы на верхней палубе, справа и слева, приклеив концы деталей к фальшборту дет. 19п и 19л. Снизу к выступам приклейте детали 236, 246 и 256, согнув их соответствующим образом (рис. 6).
    В подводной части корпуса в показанных местах приклейте дейдвуды гребных валов: дет. 12 (центральный) и 13 (бортовые) (рис. 7). Концы бортовых дейдвудов крепятся к днищу с помощью кронштейнов 14, которые сгибаются по пунктирной линии, средняя часть их формируется в виде втулки, куда входит свёрнутая в трубочку дет. 13, а края кронштейнов склеиваются и встык приклеиваются к дет. 10. К дет. 5-7 с обоих бортов приклеиваются скуловые кили 15, к дейдвудам 12 и13 приклейте гребные винты 16 (лопасти винтов слегка поверните вокруг их оси). Приклейте руль, собранный из наклеенной на картон детали XVIII и половинок детали 17. После этого работайте с моделью, поставив её на подставку, собранную из дет. XIX-ХХI.
    Работу над корпусом заканчивайте приклеиванием в указанных местах носового герба 28, якорных клюзов 29, носового 30 и кормового 31 торпедных аппаратов, якорей 32 (после сборки якоря со всех сторон покрасьте чёрной краской) и ограждений гребных винтов 33 (рис. 7, 10, 12 и 16).

НАДСТРОЙКИ.
    Носовая и кормовая надстройки - дет, 34 и 50-склеиваются одинаково. Сначала наклейте на картон толщиной 1 мм детали 34а, б, в, г (аналогично 50а-г), затем на дет. 34а (50а) приклейте дет. 34б и 34в (50б, в), как показано на рис. 8. Сверху на них приклейте палубу надстройки - дет. 34г(50г), так чтобы отверстие в ней под мачту совпадало с пазом в дет. 34б (50б), а кромки были параллельны дет. 34а (50а). Полученный каркас оклейте дет. 34д и 34е (50д, е). Обе надстройки приклейте в указанных местах на палубу корпуса (при этом бока носовой надстройки должны совпадать с бортами), а затем изнутри к дет. 34е (50е) приклейте дет. 34ж (50ж). В носовой части каждой надстройки приклейте элеваторы подачи боезапаса - дет. 35 и 51. (рис. 10, 12). Сверху на дет. 34 приклейте дет. 36, подкрепив её палубу наклеенной на картой деталью 36а с отверстием под фок-мачту, которое должно совпадать с отверстием в дет. 34. Соберите согласно рис. 10 и 16 боевую рубку 37 с мостиком 38 и штурманской рубкой 39 наверху. Крылья мостика подкрепляются стойками 38в.
    На верхнюю палубу в указанных местах приклейте надстройки 40, 41, 42, 43, 44 и 45, а на них - дымовые трубы 46 (носовая) и 47 и вентиляционные раструбы 48, склеенные как показано на рис. 9, 10, 12. Спереди к каждой трубе приклейте трубки аварийного сброса пара из котлов, сделанные из проволоки по шаблону 1. Крылья среднего мостика на дет. 43 подкрепите стойками по шаблону 2. На палубу и надстройки приклейте световые люки 49, 52, 53 и 54, прожекторные 55 и дальномерную 56 площадки (рис. 10, 12 и 16). Перед приклеиванием релингов на эти площадки (как и на штурманскую рубку) рекомендуем нанести с их тыльной стороны тот же рисунок, что и с наружной - чёрной шариковой ручкой.

ДЕТАЛИ ВООРУЖЕНИЯ, ДЕЛЬНЫЕ ВЕЩИ.
    Из деталей 57 соберите 8 палубных 152-мм орудий, стволы которых выполните по шаблону III и покрасьте чёрной краской. Проще всего стволы сделать из спичек, но можно и из проволоки подходящего диаметра. По шаблону IV сделайте 4 казематных 152-мм орудия, которые вклейте попарно в дет. 34 и 50. 6 37-мм орудий соберите из дет. 58 и шаблонов V и приклейте - 2 на носовой надстройке и 4 на кормовой. 2 казематных 37-мм орудия сделайте по шаблону VI и вставьте в носовую часть дет. 34. 8 75-мм орудий сделайте по шаблону VII, стволы оберните дет, 59, а затем вставьте орудия в спонсоны 21, 22, 26 и 27 (рис. 7, 10, 12,16).
    Приклейте в указанных на рис. 10, 12 и 16 местах трапы 60-64, ящики для инструмента 65, экраны 74. Пользуясь рис. 13 соберите из дет. 66 - 6 прожекторов, из дет. 67 и шаблона VIII - 2 дальномера, из дет. 68 - 2 компаса, из дет. 69 - штурвал, из дет. 70 - 3 шпиля, из дет. 71 - 5 вентиляционных раструбов, из дет. 72 - 10 кнехтов и из дет. 73 - 4 киповые планки. Приклейте эти детали на верхнюю палубу и надстройки, как показано на рис. 10, 12 и 16 (высокий раструб 71 приклейте у надстройки 44, а по 2 низких - у носовой надстройки и между надстройками 44 и 45).

ШЛЮПКИ
    Согласно рис. 11 и 12 соберите шлюпочные ростры 76 и 75, приклейте к бортам в указанных местах шлюпбалки 82, 83 и 84, прикрепив их с помощью полосок бумаги. Склеенные по рис. 14 и 15 шлюпки и паровые катера приклейте: катера 79 - на крайние кильблоки ростр 75, баркас 80 - на средние, гребные катера 77 - на кильблоки ростр 76 (или подвесьте к шлюпбалкам 83, развернув их наружу), вельботы 78 привяжите нитками к шлюпбалкам 84, а ялы 81 - к шлюпбалкам 82. Шлюпбалки могут быть повёрнуты внутрь корпуса по-походному или могут быть развёрнуты наружу - для спуска шлюпок.
    Из наклеенных на картон дет. 85, согнув их в двух местах, изготовьте сходные трапы и приклейте в указанном месте с обоих бортов крейсера. Нижние концы трапов привяжите к трап-балкам 86, приклеенным к дет. 50 (рис. 12, 16).

РАНГОУТ И ТАКЕЛАЖ
    По шаблонам IX-ХVII из деревянных реек изготовьте детали рангоута (мачты, стеньги, реи и т.д.) и склейте их друг с другом как показано на рис. 10, 12 и 16. Мачты и стеньги соединяются с помощью марсов 87 и эзельгофтов 88, которые надо наклеить на картон и после проделывания в них отверстий вырезать. При проводке такелажа из чёрных ниток руководствуйтесь рис. 10, 12 и16.
    Под гафелем XIII приклейте андреевский флаг 89, а к верхушке грот-стеньги X - вымпел 90. Проколов шилом отверстия в палубе, установите на клею носовой XV и кормовой XVI флагштоки.
    Чтобы модель выглядела эффектней, можно вдоль кромок верхней палубы и кормовой надстройки установить леера, изготовив их из тонких деревянных лучинок длиной 6-7мм и чёрных ниток, а саму модель покрыть бесцветным лаком.




РИСУНКИ:

Скачать Скачать Скачать Скачать

ВЫКРОЙКИ:

ОРИГИНАЛЬНЫЕ. (Размер листа при речати A3 - 356 х 270 мм)
Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать
Дополнительные листы ( с красной окраской корпуса ниже вытерлинии):
Скачать Скачать Скачать

РЕЗАНЫЕ (Размер листа при речати A4 - 270 x 210 мм)
Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать


АВТОР - КОНСТРУКТОР С.В. Сулига, к.т.н.,

ХУДОЖНИК С.А. Балакин


Источник: Модель-копия крейсера I-ранга "Аскольд". (Игрушка-самоделка для детей 13-16 лет).
Московский комбинат игрушек "ГОРИЗОНТ"
SCAN & OCR: MasterRU

Web-design: VladS          2001-2010

 

Hosted by uCoz