Rambler's Top100
 "Музей на столе"         ( "Крылья Родины" 5, 1990, 17-19 с. )


ЯК-3 ИСТРЕБИТЕЛЬ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

Самолеты Як были одними из основных истребителей Великой Отечественной войны, являлись самыми многочисленными в Военно-Воздушных Силах Советского Союза. Выпускались сериями: Як-1 - 8721 машина, Як-7 - 6399, Як-9 - 16769, Як-3 - 4848. Всего было выпущено истребителей А. С. Яковлева 36737 экземпляров.

Одномоторный самолёт-истребитель Як-3 был создан в 1943 году и являлся развитием уже оправдавшего себя в боях истребителя Як-1. От своего предшественника Як-3 отличался меньшим крылом (его площадь 14,85 квадратных метров вместо 17,15) при тех же размерах фюзеляжа и рядом аэродинамических и конструктивных улучшений. Маслорадиатор, располагавшийся ранее под двигателем ВК-105ПФ2, был перенесён в крыло, а его воздухозаборник был упразднён и заменён входными отверстиями в носке крыла. Вес пустого Як-3 был всего 2105 кг, взлетный — 2650 кг. Вооружение: одна пушка 20-мм и один-два пулемета 12,7 мм или же две пушки 20-мм.

Это был один из самых лёгких истребителей в мире первой половины сороковых годов. Высокая скорость (более 650 км/ч с двигателем ВК-105ПФ2 и 720—740 км/ч с двигателями ВК-107 и ВК-108), отличная скороподъёмность (время набора 5000 м — 4,1-3,5 мин, хороший потолок (11 800 м) и маневренность, простота в пилотировании сделали Як-3 любимым самолетом летчиков-истребителей. Як-3 пользовался большой любовью на фронте и считался лучшим истребителем. В конструкции Як-3 был воплощен опыт коллектива, уже создавшего ряд отличных боевых машин, и советы летчиков, которые на них воевали, достижения промышленности, которая дала конструкторам материалы, позволившие спроектировать машину с нагрузкой на крыло, близкой к 200 кг/м2. В заключении НИИ ВВС отмечалось, что Як-3 с двигателем ВК-107А «...по основным летно-техническим данным в диапазоне высот от земли до практического потолка является лучшим из известных отечественных и иностранных истребителей».

Самолет Як-3 был на вооружении эскадрильи "Нормандия-Неман". После войны он стоял на вооружении в Албании, Югославии, Польше, Венгрии. Было разработано 18 версий самолета Як-3, 11 из них выпускались серийно.

Многие читатели журнала, в том числе школьники, хотели бы освоить технологию изготовления стендовых моделей-копий из бумаги, по качеству не уступающих пластиковым. Ватман, ножницы и клей — материалы, вполне доступные каждому. Предлагаем вашему вниманию модель-копию истребителя Як-3.
Надеемся, что она послужит вам первым учебным пособием для создания домашнего авиамузея.
• • •

       Для изготовления модели вам потребуются ножницы, бельевые прищепки, наждечиея бумага и клей (желательно БФ-2).
       Все силовые элементы модели (помечены буквами) вырезаются из плотного картона, а развертки обшивки (помечены арабскими цифрами) — из ватмана или тонкого, гнущегося в одном направлении, картона. Если же у вас есть опыт работы с картоном, то всю модель можно полностью изготовить из него, что обеспечит копии удивительную прочность. Обретите внимание НА то, что развертки, обозначенные индексом "Л". означают, что из них получатся левые детали (непример, левая консоль). Правые детали являются зеркальным отражением левых. Для их получения используйте прозрачную кальку или пергамент. Детали, обозначенные римскими цифрами, делают из проволоки.
       Изготовление модели лучше всего начать с центральной секции фюзеляжа. Для этого вырежьте из ватмана деталь 7, сверните и склейте иэ нее цилиндр. Место склейки зажмите бельевыми прищепками. Пока клей сохнет, вырежьте из плотного картона шпангоут "В", пройдитесь по его периметру шкуркой и обклейте его вырезанной иэ ватмана соединительной полоской 6—7 (рис.1). При этом проверьте, чтобы шпангоут плотно входил в деталь 7. Если он окажется шире, то еще раз обработайте его шкуркой.
       Вклейте шпангоут «В» в деталь 7 таким образом, чтобы часть соединительной полоски слегка выступала (рис. 2). Аналогично, с другой стороны, вклейте шпангоут "Г" с соединительной полоской 7—8. Таким же образом склейте деталь 6. Вклейте в нее шпангоут "Б" с полоской 5—6 и наденьте деталь 6 на выступающую полоску 6—7, смазанную клеем. Аналогичным образом приклейте деталь 5 со шпангоутом «А», а сзади к детали 7 — деталь 8 с вклеенным в нее лонжероном киля "Е" и соединительной полоской 8—15. Фюзеляж готов (рис. 7).
       Прорезав в фюзеляже бритвой щели под лонжерон крыла и стабилизатора, вклейте в них детали "Д" и "Ж" (рис. 8), Теперь вырежьте и склейте, как показано на рис. 6, две консоли стабилизатора (дет. 18), и киль (дет. 15). Приклейте их к фюзеляжу.
       Крыло модели склейте из детали 19. При этом учтите, что оно должно быть объемным, как показано на рис, 3. В законцовку крыла вклейте кусочек плотного картона (рис. 4). Когда клей высохнет — обрежьте лишнее и обработайте законцовку шкуркой. Приклейте консоли к фюзеляжу. Сверху наклейте зализы (дет. 20), а спереди воздухозаборники маслорадиатора (дет. 21, рис. 10).
       Снизу на крыло приклейте воздухозаборник (дет. 9 и 10). Вырежьте ниши уборки стоек шасси, обклейте их по периметру полоской ватмана (рис. 5), а затем лишнее срежьте бритвой.
       Фонарь пилотской кабины склеивается из деталей 11, 12, 13, Их можно сделать из прозрачной пленки. Лучше отштамповать фонарь из оргстекла, оформив при этом интерьер пилотской кабины.
       Выхлопные патрубки показаны на рис. 10. Основные стойки шасси изготовляют в следующей последовательности: из проволоки выгибают детель 1. Затем из обычной тетрадной бумаги вырезают деталь 22, смазывают ее с одной стороны клеем и наматывают на деталь 1 (рис. 11). Теперь стойку можно вклеить в нишу шасси, а лишний кусочек проволоки, торчащий сверху из крыла, удалить. Спереди к стойке надо приклеить двухзвенник (дет.25). Аналогично изготавливается подкос детали 1, 26, 27 и приклеивается к основной стойке согласно рис. 12. Колеса можно подобрать от старых моделей или изготовить самостоятельно, склеив из нескольких картонных кружков, а затем обточив шкуркой. По той же технологии изготовьте хвостовую опору.
       Модель готова. Теперь ее остается только покрасить и на нести раскрой обшивки согласно схеме, приведенной на рис. 13.
       Если у вас уже имеется определенный опыт изготовления моделей-копий, могу посоветовать после сборки фюзеляжа, крыла и оперения, зачистить все стыки шкуркой, покрыть модель шпаклевкой, а затем доводить ее как обычную стендовую с гравировкой раскроя, имитацией полотняной обшивки, точного воспроизведения вооружения, выхлопных патрубков и т.д. Таким образом, картонная основа будет служить базой для окончательной отделки модели.

Б. ВИКТОРОВ

ВЫКРОЙКИ И СХЕМЫ СБОРКИ
Скачать Скачать

ВАРИАНТ РАСКРАСКИ ИСТРЕБИТЕЛЯ ЯК-3



Источники: ж. Крылья Родины" №5, 1990, 17-19 с.
http://ru.wikipedia.org
http://pro-samolet.ru
http://www.airwar.ru
SCAN: ??? Edit & OCR: MasterRU

Web-design: VladS          2001-2013
Hosted by uCoz