Rambler's Top100
  "Музей на столе"         ( "Левша" 7, 1997 )

ВЕНЕЦИАНСКИЙ ГАЛЕАС

В начале XVI века инженер венецианских верфей Ф. Брессан разработал супергалеру, получившую впоследствии название "галеас". Смысл создания такого судна заключался в том, чтобы построить парусно-гребной корабль, обладающий достоинствами галеры, но вооруженный более мощной артиллерией. Командовать галеасами доверялось лишь венецианским дожам. Среди них были и такие, которые похвалялись, что выстоят в бою против двадцати пяти галер. И в сказанном была доля истины.

Впервые галеасы участвовали в морском сражении при Лепанто в октябре 1571 г., когда 200 христианских кораблей одолели 273 турецких судна. Несмотря на свои превосходные боевые качества, галеасы отличались плохой мореходностью. Не удивительно, что большое количество подобных судов, входивших в состав испанской Непобедимой армады, было уничтожено штормом у берегов Северной Ирландии. Да и содержание этих гигантов длиной до 60 м, шириной 16 м и экипажем в 1000 человек обходилось довольно дорого. Даже богатая Венеция не могла позволить себе содержать сразу более 7 галеасов.

Под стать габаритам судна было его парусное вооружение, а в штиль его двигали 60 двенадцатиметровых весел! Как и в случае с венецианской галерой (см, "Левшу" №2 за 1997 год), попробуем максимально точно реконструировать модель средиземноморского семидесятиметрового галеаса — одного из сильнейших боевых кораблей Венецианской республики.

Изготовить данную модель довольно сложно, потому рекомендуем ее моделистам, имеющим опыт в этой работе.

Начнем с подготовки материалов. Кроме традиционных картона и бумаги, вам понадобятся тонкие деревянные рейки, лист фанеры толщиной 2 мм, мебельный шпон и круглые деревянные палочки диаметром 1 мм (например, зубочистки). Спички в конструкции лучше не применять.

Детали, обозначенные буквами А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, 3, И, наклейте на плотную бумагу и аккуратно вырежьте по контуру. Если внутри развертки имеется буква «В», значит, по контуру необходимо выполнить вырез. Штрихпунктирная линия служит для данной детали осью симметрии. Если это необходимо, относительно нее следует дорисовать недостающую половину развертки. Сгибы на рисунках специальной линией не обозначены.

Правильность изготовления бортовой обшивки (надводной и подводной) проверьте, сложив вместе правую и левую части. Места сгибов толстых разверток слегка надрежьте острым ножом. Палубы, киль и переборки обозначены номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Обратите внимание на цифры на развертках палубы. В представленные контуры необходимо наклеить детали 10, 11, 12, 13, 14, 15 (люки), 16 и 17 (прорезь в палубной надстройке). Детали, обозначенные буквой К, называются весельными (баночные) кницами. Выполните их особенно тщательно. Для этого вырежьте их из двух слоев тонкого картона и тщательно склейте между собой. На настоящем корабле кницы служили для более прочного соединения различных частей корабля. Изготавливали их из развилок и изогнутых частей дубового ствола, стараясь, чтобы естественная кривизна дерева совпадала с кривизной будущей детали. И еще совет — якорные клюзы проделайте шилом после сборки обшивки корпуса. Приступая к сборке, помните правило: прежде чем окончательно приклеить деталь, подгоните ее по месту.

Сборку начинайте с каркаса. На килевой рамке (детали 1 и 2) укрепите шпангоуты 1, 2, 3, 4, 5, 6о, 7о, 8о, 9о, 10о, 11о, 12о, 13о и 14о, предварительно наклеенные на толстый картон. Установите полуплоскости ватерлинии (детали 8 и 9, скрепленные вместе) по краю со стрелочками.

Пока каркас сохнет, займитесь обшивкой. Вырежьте из плотного ватмана детали носовой части обшивки А, Б, В, Г, деталь Д средней части обшивки и детали кормовой части обшивки Е, Ж, 3, И.

На рисунках изображены только правые части деталей подводной обшивки, левые вырезаются по их зеркальным отражениям. При склейке листов обшивки проследите, чтобы стрелочка, нарисованная на каждом листе, была направлена вдоль корабля в сторону его носа.

Начните со средней части обшивки — вклейте ее между шпангоутами 4 и 10, затем на каркасы наклейте носовую обшивку, начиная с листов, расположенных ближе к средней части. Аналогично собирается кормовая обшивка. Неоценимую помощь вам подскажет способ сборки обшивки галеры, описанный в «Левше» №2 за 1997 год.

На всех стадиях этой работы следите, чтобы между листами обшивки и килевой рамкой не было зазоров. Когда клей схватится, модель поставьте на подставку, предварительно собранную из деталей 22, 23 (половина) и квадратного куска картона.

Далее займемся установкой книц. Последовательность сборки этой части корпуса галеаса мало чем отличается от последовательности сборки галеры, а потому еще раз отсылаем вас в указанный выше выпуск журнала. Заметим только, что весла галеаса были длиннее и тяжелее весел галеры. Чтобы сдвинуть такую махину, за каждое весло брались по 10 человек. Сидеть в один ряд на одной скамье все десять гребцов не могли, и потому гребцы галеаса сидели по обе стороны весла и держались за него с двух сторон.

Для этого скамейки-банки делались вдвое шире, чем на галере. Ведь гребцы двух смежных весел сидели на одной банке спиной друг к другу. При этом гребцы одного весла упирались ногами в одну подножку, но с разных сторон.

Сборку весел (все они однотипные) начните в следующей последовательности. В деталях 24 (стрингер — деревянная рейка сечением 4х2 мм и длиной 15,5 мм) в указанных на рисунке местах просверлите отверстия для уключин диаметром 1,0 мм. Деталь 25 приклейте между выступающими частями шпангоутов 11о и 4о — она образует помост, на котором размещается палубная артиллерия. Внутренний край помоста необходимо усилить, для чего подклейте к нему снизу деревянную рейку сечением 2х2 мм и длиной, равной длине помоста. На всех веслах, собранных из деталей 26 и полосок шпона (подобно веслам галеры из «Левши» №2), установите проволочные уключины.

Далее вставьте уключины в отверстия на стрингерах 24. Рукоять каждого весла своим концом должна касаться рейки, подклеенной снизу к помосту. Хоботок каждой уключины отрегулируйте так, чтобы весла не выпадали из отверстий и сохраняли одинаковый угол наклона. Детали 27 служат фальшбортом постицы. Их две — правая и левая. В каждой прорежьте тонкой стамеской отверстия. Проденьте весла и весельные порты фальшборта так, чтобы из каждого портика выходило по одному веслу, приклейте фальшборт постицы на свое место, как показано на рисунке. Для устойчивости рукоятки всех весел изнутри приклейте к рейке помоста.

Следующая операция — сборка верхней части обшивки корпуса. В детали 28 прорежьте отверстие, обозначенное на рисунке буквой "В". Деталь 29 послужит носовой обшивкой бортов. Не забудьте на носовой обшивке снизу выполнить надрезы — благодаря им она будет плотно прилегать к корпусу.

Крамбол (деталь 60) служит для подъма якоря. Эта деталь выполняется так. В месте, обозначенном на рисунке, шилом проткните обшивку борта чуть ниже верхней палубы носовой надстройки. В эти отверстия вставьте по кусочку деревянной рейки сечением 3х3 мм и приклейте их к борту. Крамбол должен выступать за борт на 15 мм. Снизу его будет поддерживать кница (деталь 30).

Крышки орудийных портов установите под одним углом наклона (примерно 60°) и в изгибах закрепите каждый каплей клея.

Пушки соберите из проволоки и кусочков изоляции согласно схеме. Лафеты придется выполнить из кусочков картона и обрезков реек. На модели галеаса видны только два из трех видов орудий — легкие и средние. Приклейте их на палубе бака, юта и помостах в соответствии с рисунком. Кроме этих орудий, галеас имел еще 8 особо мощных пушек большого калибра. Их стволы (на модели их диаметр 3 мм) можно сделать из круглых палочек или свернуть из полосок бумаги. В указанных местах проколите борт носовой части корабля и вставьте туда стволы орудий главного калибра. Их цвет — черный. Лафеты для этих пушек можно не делать, так как их все равно видно не будет. Стволы орудий должны выступать за пределы корпуса не более чем на 5 мм.

Детали 11, 12, 13, 14, 15 имитируют на палубах люки. Аккуратно подклейте их на места, указанные на рисунке.

Монтаж мачт — следующий этап работы. Их три. Грот, бизань и фок-мачта составляются из двух частей: собственно нижняя часть, мачта и флагшток. Полная длина грот-мачты (включая скрытую под палубой часть) 160 мм, а грот-флагштока — 15 мм. Длина фок-мачты, также с подпалубной частью, 130 мм, фока-флагштока — 13 мм. Длина бизань-мачты с подпалубной частью 100 мм, бизань-флагштока — 10 мм. Длина кормового флагштока, включая часть, находящуюся в корпусе, — 60 мм.

Все мачты парусного корабля имеют конусообразную форму, то есть нижние концы более толстые, верхние — более тонкие. Установите мачты на свои места в палубные отверстия. Мачты должны стоять прямо, без заметных углов наклона. Детали 31 послужат марсами. Соберите их и установите каждую на свое место согласно рисунку.

Теперь займемся такелажем. На рисунках показаны способы его проводки. Внимательно ознакомьтесь с ними. Для удержания мачт и компенсации ветровых нагрузок на парусных кораблях применялись толстые тросы — ванты (деталь 66). На нашей модели вантами послужат черные нитки №10.

Подробнее расскажем, как установить их, например, на грот-мачте. Ванты парусного корабля в основном являются парными, то есть две ванты одного борта делаются из одного троса, сложенного пополам. Первую пару проводили вперед на правый борт, вторую вперед — на левый, третью — на правый, четвертую — на левый и так далее. Одиночная ванта всегда была последней.

Обычно на крупных парусных кораблях в нижние концы вант ввязывали особые блоки — юфферсы, между этими блоками и такими же юфферсами на особых площадках — русленях проводили тонкий трос — талреп, которым и натягивали ванту.

На галеасе русленей не было, а нижние юфферсы или блоки крепили на вантовых битенгах.

На модели вантовые битенги представляют собой столбики: для грот-мачты длиной 20 мм и сечением 3х3 мм, для фок-мачты длиной 15 мм и сечением 3х3 мм, для бизань-мачты длиной 15 мм и сечением 1,5х1,5 мм Эти детали вклейте нижним концом на глубину 3,8 мм, в указанных местах на помосте, шканцах, юте и баке. Оснащение вахтовых битенгов блоками показано на рисунке.

Юфферсами оснащали мачты кораблей с прямым парусным вооружением. У судов и кораблей с латинским парусным вооружением (галеры, галеасы, каравеллы "латинас") в концы вант ввязывали тали на блоках.

Бортовые галереи-помосты галеаса соедините восемью рейками, чтобы получились стропила плоской крыши-палубы.

Изготовьте мостики с трапами (носовая деталь 48 и кормовая деталь 49). Установите на главной палубе галеаса две рейки 19, каждая длиной 40 мм и сечением 4х2 мм. Они послужат стойками для запасных весел. Уложите на них 4 весла.

Установите трапы (деталь 32), которые связывают главную палубу с артиллерийской галереей. На боевых кораблях по ним подносили к орудиям боеприпасы. Внимательно осмотрите главную палубу и, если возникнет необходимость, устраните мелкие неточности. После чего приклейте на нее верхний помост (деталь 17) и мостики с трапами (детали 48 и 49). Из деталей 34, 35, 36 соберите сходный тамбур. С виду он похож на башенку. Установите тамбур в прорезь на борту. На носовую часть корабля приклейте навесную палубу (деталь 37). После чего из деталей 69 и 20 соберите кормовую каюту и установите ее на юте корабля. Там же приклейте транец (деталь 38) и полукруглую плиту (деталь 39а), которая закроет транец снизу. Установите кормовую галерею (деталь 40), приклейте релинги носовой навесной палубы (детали 41), закройте проемы в них рыцарскими щитами (детали 70). Установите фальшборты верхнего помоста (деталь 42 в правом и левом исполнении; детали 43).

На мачтах проведите ванты, как показано на рисунке. Только заметим, что мачты галеаса оснащались примерно так же, как на галере, а потому паруса галеаса, подобно парусам галеры, при попутном ветре легко устанавливались в благоприятное положение по отношению к ветру. Положение паруса на модели вы можете выбрать сами.

Переходим к изготовлению рей. На латинском языке они называются «рю». Так, длина грота-рю — 210 мм, длина накладки на ней — 100 мм. Длина фока-рю — 170 мм, а ее накладки — 86 мм. Длина бизань-рю — 100 мм. Соответственно размерам реев изготовьте паруса. Паруса галеаса являются прямоугольными треугольниками, гипотенуза которых на 20 мм меньше длины рю.

Установите фаловые битенги, подвесьте реи к мачтам и прикрепите к ним паруса. В местах, указанных на рисунках, наклейте нагельные планки, утки и шкотовые битенги (4 шт.), заранее изготовленные аналогично вантовым битенгам грот-мачты. Далее проведите бегучий такелаж, как показано на рисунке. Из деталей 44 и 45 склейте якоря и установите их на носу судна.

Склейте детали 46, 47 и 48 — они образуют таран. На его конце установите шип (детали 49 и 50). Покрасьте его в черный или бронзовый цвет.

Согласно рисункам склейте и установите на свои места шлюпки. Две самые большие шлюпки-барказы поставьте на кильблоки и приклейте к верхней навесной палубе между грот- и фок-мачтами. Две маленькие шлюпки подвесьте на шлюпбалках в кормовой части модели, как показано на рисунке.

Изготовление модели закончите подъемом флагов и вымпелов.

В. СОЗИНОВ


Источник: "Левша" 7, 1997, 1-7 с.
OCR: MasterRU
Web-design: VladS          2001-2022

 

Hosted by uCoz