МУЗЕЙ НА СТОЛЕ
ЗАДОЛГО ДО КОЛУМБА
Часть третья: римский военный корабль
К III веку до нашей эры пальму первенства на Средиземноморском
бассейне перехватывают римляне. И не удивительно. Если судить
по описаниям Птолемея, некоторые боевые корабли древних римлян достигали в
длину 150 м. Столь внушительные размеры не позволяли им
даже входить в гавань. А еще удивительнее было то,
что в этот период появляются гигантские военные катамараны -
два судна соединялись общей палубой, на
которой устанавливали гигантские метательные машины.
Но период гигантомании быстро прошел - римляне
быстро разобрались в низких мореходных качествах таких
кораблей. И чтобы добиться решающего превосходства
над Карфагеном, Рим за короткое время вводит в
строй около 120 боевых судов, называемых пентерами и
биремами с одним и двумя рядами весел. Размеры этих
судов доходили до 80 метров в длину.
Часто неточно расшифровывается название пентера.
Пента с латинского значит «пять». И некоторые считали,
что это суда с пятью рядами весел. А это неверно. Ведь
гребля на таких кораблях была бы невозможна из-за габаритов
судна. Представьте, какой они должны быть высоты
и какова длина самих весел! На самом деле картина
выглядела так: на каждом весле верхнего и среднего рядов
«сидело» по два гребца, а нижнего - один. Таким образом,
по вертикали одной группой весел управляло пять
человек. Вот откуда и название - пентера. В дальнейшем
для увеличения скорости хода число гребцов на одно
весло увеличивали до трех-четырех человек.
Надо отдать должное, римляне многое переняли от
греков. Как и греческие корабли, римские напоминали
рыб, хотя и были крупнее, шире, а борта выше. Характерной
особенностью древнеримских судов была небольшая
щитовая башня с площадкой для лучников, а также
«ворон» - опускающаяся поворотная сходня с острым
клювом на конце. Во время абордажного боя она упиралась
в палубу вражеского судна, и по нему, как по мосту,
устремлялся десант. «Вороны» на римских судах
использовались лишь короткое время, наиболее широко в
период первой Пунической войны. В дальнейшем на корабли
стали набирать команды, обладавшие виртуозной
цепкостью и прыгучестью.
На главной боевой палубе, находящейся в средней части
судна, устанавливались несколько метательных машин.
Перил здесь не было, что облегчало ведение абордажного
боя. На носу кораблей появилась вторая наклонная
мачта, а в кормовой части имелся тент от солнца
для военачальников. Как и на греческих судах, на бортах
крепились аутригеры, но в отличие от греков римляне
возводят на них узкие балконы. Уровень палубы балкона
находился чуть ниже главной палубы корабля.
Римляне ввели еще одно новшество - шлюпку. Она
крепилась на специальных шлюп-балках и подвешивалась
в кормовой части, не занимая места на палубе. Удивительно,
но это новшество вскоре было забыто и возродилось
вновь только в конце XIX века.
После падения Карфагена Рим не имел соперников на
море разве только пиратов. Для борьбы с ними пришлось
создать легкие быстроходные суда с одним рядом весел -
либурны, которые с небольшими биремами постепенно
и составили основу римского флота.
Надо отдать должное, что римские мореплаватели хорошо
освоили воды не только Средиземного и Черного морей,
но и рисковали плавать далеко за Гибралтар, на юг -
вдоль берегов Африки и на север - вплоть до Британских островов.
Предлагаем моделистам построить прообраз римской биремы в масштабе 1:250.
Истинные размеры корабля: длина - 50 м; ширина - 10 м; высота до клотика мачты -
20 м. Учтите, чтобы получить модель в выбранном масштабе, ее размеры следует увеличить вдвое.
Как и в прошлый раз, воспользуемся древесиной липы
или тополя. Заготовьте брусок подходящего размера. Но
прежде чем приступать к его обработке, сделайте семь шаблонов.
Выпилите их лобзиком из тонкой фанеры или вырежьте
ножницами из картона. Теперь, не торопясь и сверяясь
с шаблонами, остругайте брусок острым ножом. Проследите,
чтобы между шаблонами и корпусом щели были
как можно тоньше. Постарайтесь выполнить корпус вместе
с выступающими кормовыми и носовыми частями.
Маленькой стамеской и ножом выдолбите внутреннюю
часть - получится трюм. Сверху накройте его палубой -
тонкой фанеркой. Чтобы корпус приобрел вид, похожий
на настоящий, набранный из деревянных досок, с
внешней стороны острым ножом или лезвием бритвы
параллельно оси сделайте неглубокие насечки.
Мачту, рею, «ворон», перекладины фальшборта
можно выполнить из тонких сосновых палочек. Гребные
и рулевые весла - из тонкой жесткой стальной проволоки.
Блоки - из медной проволоки, навитой вокруг
швейной иголки в виде небольших колечек.
Паруса скроите из бумаги или тонкой ткани. Используйте в наборе любой водостойкий клей.
После сборки корпус покрасьте акварельной или гуашевой
краской. Можно воспользоваться и масляной, она
будет смотреться даже ярче. Только дайте ей просохнуть
несколько суток.
Щиты на фальшборте выкройте из плотной бумаги,
раскрасьте красками и покройте лаком. Бархоуты сначала
красятся красной тушью, затем изгибаются и приклеиваются к корпусу.
Палубу и переходной мостик следует немного подтемнить
обычным коричневым карандашом. Мачтам, чтобы
они лучше выделялись, придайте более темный цвет,
покрасив разбавленной водой морилкой. Законченную
модель покройте еще прозрачным нитролаком в два слоя.
Д. ЧЕРНЯТИН
Рисунки С. ЗАВАЛОВА
|