Приготовьте чертежную бумагу, плотный картон, велосипедную спицу пли стальную проволоку Ф2-2.5 мм, шестигранный карандаш, кусочек ниппеля и пустой стержень от шариковой авторучки. Инструменты обычные: ножницы или скальпель, шило, кисточка.
Каждая из наших моделей собрана из двух основных узлов: кузова и шасси. Начинать работу советуем с ходовой части, поскольку у всех вазовских моделей шасси можно делать одинаковым. Выкройки деталей шасси приведены на странице 3. Вырежьте их из бумаги и картона и приступайте к сборке.
На раме 12 обведите шилом все линии сгиба. Слегка согните переднюю и заднюю части, затем отогните под углом 90' "ушки" рамы. Закрепите их деталями 11 и 13 (см. рис.), только "ушко" с прорезью оставьте незакрепленным, пока не установите на раму двигатель.
В отверстия "ушек" вставьте втулки 23 - два пустых стержня от шариковой авторучки. Сделайте из велосипедной спицы или прямой стальной проволоки Ф 2-2,5 мм оси 22, смажьте их вазелином или любой другой густой смазкой и вставьте во втулки.
Теперь приступим к сборке колеса. Из шестигранного карандаша вырежьте вставку 18 и насадите на нее два картонных диска 17 так, чтобы расстояние между ними было примерно 5 мм. Наклейте на диски ленту 19, а затем в последовательности, приведенной на рисунке, все остальные детали: 15, 16, 20, 21.
Готовые колеса плотно насадите на оси, а чтобы уменьшить трение, проложите между колесами и рамой металлические или целлулоидные шайбочки.
Установите на раму микроэлектродвигатель. (Мы использовали микродвигатель типа ДП-10 и под него рассчитали размеры шасси). Крепится микродвигаталь на двух стойках-направляющих 14 (места их приклейки на раме показаны штриховыми линиями). Вам еще понадобится резиновый ниппель, чтобы увеличить трение между валом микродвигателя и протектором ведущего колеса. Проверьте, плотно ли они соприкасаются. Если все в порядке, наклейте на раму деталь 13.
Над пультом управления вам предстоит поработать самостоятельно. Подумайте, из чего лучше его изготовить, как соединить микроэлектродвигатель с батарейкой и переключателем переднего и заднего хода. А если вы решите все управление установить на модель, вам придется усилить раму, а еще лучше сделать ее не из картона, а из жести или тонкого дюралюминия.
У "Жигулей"-ВАЗ-2102 кузов проще. С него и начнем. Он собирается из боковых стенок 1. декоративных полос 2, крыши 3, силовых шпангоутов 4, лобового стекла 5, капота б, передней панели 7, номерного знака 8, буферов 9 и бамперов 10.
Из бумаги и картона вырежьте все перечисленные детали, продавите шилом места сгибов и подготовьте детали к склейке. Порядок ее таков.
Сначала склейте боковые стенки 1 с крышей 3. Потом к ним приклейте лобовое стекло 5 и капот 6. Места соединения боковых стенок с крышей и капотом закройте декоративными полосами 2. Внутрь кузова вклейте шпангоуты 4.
Теперь, если вы остановитесь на варианте с дистанционным управлением, можете приклеивать кузов к шасси, а если задумали разместить управление на модели, сделайте в шпангоутах прорези под батарейку и приклейте к кузову дополнительные опоры-фиксаторы. Они позволят сделать кузов съемным - ведь батарейку надо будет время от времени менять.
В последнюю очередь приклейте к кузову бамперы 10, буфера 9 (места их крепления обозначены штриховыми линиями). Закрепите на бампере номерной знак 8. Модель готова.
"Жигули" - ВАЗ-2106 отличается от предыдущей только формой кузова. Ходовая часть - шасси, а также шпангоуты, лобовое стекло же самые.
Выкройки кузова ВАЗ-2106 приведены на странице 5. Обращаем ваше внимание: мы не даем выкройки левого борта. Она - зеркальное изображение выкройка правого борта. Поэтому переведите выкройку на кальку, переверните получившийся чертеж обратной стороной и с него сделайте копию на бумаге. Это и будет выкройка левого борта. Собирается кузов точно так же, как и кузов модели ВАЗ-2102.
Готовые модели раскрасьте акварелью, гуашью или темперой. Покройте жидким клеем ПВА. Высохнув, они будут красивыми и прочными.
П. и Е. ЧЕРНОВЫ, г. Новочеркасск
Рис. авторов