Rambler's Top100
  "Музей на столе"         ( "Левша" 2, 2003 )

"ВИКИНГ" С БЕРЕГОВ НЕВЫ
(разъездной катер )

       Осенью 1981 года жители Ленинграда увидели на Неве необычный катер. Стремительные обводы корпуса, дополненные большой крутизной переднего остекления рубки, выдавали в нем резвую «лошадку». Над рубкой возвышался ходовой мостик, боковые плоскости которой переходили в стойки П-образной мачты. И если сегодня такие формы катера уже стали привычными, то в те времена его появление не могло не вызвать интерес. «Викинг» — так называлось судно, разработанное в лаборатории спортивного судостроения Ленинградского кораблестроительного института и построенное на судостроительном заводе «Пелла».
       Выполненный из стеклопластика корпус длиной 7,1 и шириной 2,3 м состоит из трех отсеков. В носовой части предусмотрено спальное помещение на 3 — 4 человека. Оно имеет свой выход на палубу через люк. В остекленной части располагается кают-компания, рассчитанная на пребывание 6 — 8 человек. Продольные бортовые диваны в ней могут складываться, образуя еще два спальных места. Последняя секция катера (кокпит) — открытое помещение в кормовой части палубы. Здесь же под капотом располагается двигательная установка. Размеры кокпита позволяют в хорошую погоду собираться здесь всему экипажу. Для улучшения обзора пульт управления поднят на крышу рубки. Двигательная установка может быть двух вариантов: дизель мощностью 130 л.с или бензиновый карбюраторный двигатель мощностью 225 л.с., движитель — угловая поворотная колонка шведской фирмы «Вольво-Пента». Дизельный вариант позволяет развивать скорость 50 км/ч, бензиновый — 60 км/ч. Два топливных бака общей емкостью 240 л позволяют пройти на бензине с крейсерской скоростью расстояние до 300 км.
       Помимо разъездного варианта катера предусмотрены еще два: «дневной крейсер» — для патрулирования — и спасательный с открытым корпусом и смотровой 3-метровой вышкой.

Сегодня вам предстоит собрать модель разъездного катера «Викинг» в масштабе 1:32.

Модель несложна в сборке, но все же сначала внимательно прочтите инструкцию до конца: в ней вы найдете пояснения, отображающие некоторые тонкости сборки. На цветных и черно-белых листах в журнале вы найдете развертки всех деталей. На черно-белом листе помещены шаблоны для деталей внутреннего каркаса корпуса. Рисунки (две проекции модели и аксонометрия сборки каркаса, подставки и кормовой части) дополняют инструкцию и показывают общий порядок сборки модели и отдельных узлов. Из материалов вам понадобятся картон, проволока диаметром 1 мм, клей, нитки и спички. Если вы уже собирали модели, то знаете, что клей лучше взять ПВА: после высыхания он становится прозрачным, и попавшие на поверхность модели капли не так видны. Из инструментов вам понадобятся ножницы (простые и маникюрные) для вырезания деталей, шило для прокалывания отверстий в бумаге, острый нож, лезвие или скальпель для вырезания деталей, наклеенных на картон, и линейка для загибания лепестков.

Сборка модели начинается с подготовки деталей. Деталь вырезается с припуском от листа. Чтобы не потерять ее при дальнейшей сборке, сразу проставьте на обратной стороне ее номер. Если необходимо — наметьте на ней шилом линии сгиба. Их лучше размечать с той стороны развертки, которая при складывании оказывается внутри. Не давите на шило слишком сильно, чтобы деталь не разошлась по стыку. Если надо свернуть ее в трубку или придать ей сложную криволинейную форму, то протяните деталь через ребро стола или две линейки. Если указано в обозначении, то деталь наклейте на картон. При необходимости — проделайте в ней отверстия. Лишь выполнив эти операции, деталь точно обрежьте по контуру ножницами или острым скальпелем, если она была наклеена на картон. После этого разгладьте линии сгиба детали и лепестков.

Обозначения сопряженных деталей останутся в обрезках, поэтому пометьте для себя их на оборотной стороне детали. Не спешите собрать модель. Чем тщательней вы вырежете детали и совместите их стыки при склеивании (особенно это касается криволинейных поверхностей корпуса и рубки), тем лучше модель будет смотреться. Проверьте, как сопрягаются соответствующие участки деталей, и если что-то не получается, не спешите отрезать и подгонять, лучше еще раз все проверить.

Напомним об основных обозначениях. Цифра в кружочке со стрелкой, касающаяся детали, — это ее номер. Если фон кружочка залит желтым цветом, то следует наклеить эту деталь на картон. Белые цифры на синем фоне — шаблоны деталей, сделанных из небумажных материалов. Цифры на лепестках, на детали, рядом с линиями детали или на конце линии-выноски обозначают номер приклеиваемой детали. Если вам встретится знак «два круга со штрихом», сверните деталь в кольцо вокруг оси, параллельной штриху на спице. Наклейте также на картон детали на черно-белых листах со знаком «линия над прямоугольником». Фон кружочка номера детали, залитый зеленым цветом, обозначает левые детали из двух симметричных, если смотреть по ходу движения модели. Знак «ножницы» обозначает линию разреза или удаляемую зону.

На всякий случай поясним: для получения качественных стыков деталей некоторые из них склеиваются между собой с помощью полосок-склеек, подкладываемых с внутренней стороны деталей.

Модель состоит из трех основных частей: корпуса и рубки, верхнего мостика, рулевой колонки. Порядок сборки соответствует номерам деталей.

КОРПУС И РУБКА. Соберите вместе детали каркаса 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8. Склейте края детали 9 между собой (киль и скулы) с помощью полосок-склеек. К бортам детали 9 приклейте детали 10. Из деталей 11, 12, 13, 14 и 15 соберите носовую часть катера. Приклейте транец 16 к детали 9 (но не к 10). В детали 16 заранее сделайте пазы для детали 34. Аккуратно вставьте собранный каркас внутрь катера и склейте грани деталей 16 и 10. Из деталей 17 и 18 соберите кокпит катера, вклейте его в кормовой проем каркаса и приклейте к нему капот двигателя 19.

ВЕРХНИЙ МОСТИК. Наклейте деталь 20 на деталь 21. Установите внутрь детали 21 пульт управления 22. В пазы детали 23 вклейте поручни 24 и наклейте ее на детали 20 (с боков и спереди) и 21 (снизу). К детали 20 приклейте брызгозащитный козырек 25. Из деталей 26 и 27 соберите сиденье рулевого и установите его на верхнем мостике.

ПОВОРОТНАЯ КОЛОНКА. Из деталей 28, 29 соберите «сапог» поворотной колонки, из деталей 30 и 31 — винт. Соедините детали вместе, как показано на рисунке, и приклейте их на кронштейн 32 к детали 33.

ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ СБОРКА. Приклейте верхний мостик и поворотную колонку к корпусу катера. Установите в пазы детали 16 транцевую решетку 34. Носовую решетку 35 приклейте по стыкам деталей 9 и 10. Приклейте трапы 36 к детали 18, кормовой трап 37 — к деталям 16 и 34, релинг 38 — к деталям 14 и 23, релинг 39 — к деталям 11 и 35. Места установки деталей 34, 36, 37, 38, 39 обозначены на деталях 11, 14, 16, 18, 23, 34 серыми квадратиками, на детали 35 — белыми. Надрежьте ступеньки у деталей 36 и 37 и отогните их, как показано на рисунке. К деталям 10 и 11 приклейте киповые планки 40, шпиль, собранный из деталей 41, 42, 43, 44, и установите утки 45. Концы киповых планок согните навстречу друг другу. К детали 14 приклейте крышки корпуса дефлекторов 46. Под низ носовой решетки 35 подвесьте якорь 47. К мачте приклейте стойку клотиковых огней 48 и 49, бортовые огни 50, корпус 51 и антенну радиолокатора 52. Антенну сделайте из спички и покрасьте в черный цвет. На ходовом мостике (деталь 22) установите поручень 53 и штурвал 54. На днище 9 наклейте реданы 55, 56 и 57. Антенну радиостанции натяните от переднего излома детали 20 через середину мачты (по штриху установки клотикового огня) к одному из углов кокпита. Модель катера установите на подставке, сделанной из деталей 58, 59 и 60. Обшивку 9 модели покройте снаружи прозрачным нитролаком. Светлая раскраска катера позволяет вам пофантазировать — нанесите камуфляж и превратите катер в патрульный, опознавательные знаки — в спасательный.

Е. НАЙДИН


Источник: Е. Найдин. "Викинг" с берегов Невы. / "Левша" 2, 2003, 1-5 с., листы 1-4
OCR: MasterRU
Web-design: VladS          2001-2019
Hosted by uCoz