Rambler's Top100
  "Музей на столе"         ( "Левша" 4, 2002 )

НЕ ПОКОРЯТЬ, А ИССЛЕДОВАТЬ

       Сорок пять лет назад планету облетела весть о том, что в Советском Союзе был произведен запуск и впервые за все время существования человечества на околоземную орбиту выведен искусственный спутник Земли.
       С тех пор отечественные ученые и инженеры вплотную занимаются вопросами освоения космоса. Наглядным тому примером стал полет Юрия Гагарина, впервые облетевшего земной шар на пилотируемом космическом корабле.
       И все же в последнее время можно услышать мнение, что мы отстали от Америки в освоении космоса, в первую очередь - в изучении окололунного пространства и Луны, проиграли "лунную гонку".
       Американцам не давал покоя проигрыш в первенстве запуска спутника Земли и особенно проигрыш в первенстве пилотируемых аппаратов, ведь всем известно, что только человек (а не аппарат), впервые ступивший на неоткрытую до него землю (в данном случае Луну), может объявить этот "участок" своей собственностью. Поэтому они все свои силы кинули именно на высадку своего человека на Луну и в 1969 году с огромным риском для своих астронавтов выполнили задуманный план. Что касается наших ученых, то они не включались ни в какую гонку, а занимались четким выполнением давно намеченной программы, считая, что на первом этапе необходимо планомерно изучать Луну и ее пространство только автоматическими аппаратами, управляя ими с Земли и не подвергая людей неоправданным рискам. В таком ключе и была разработана наша научная программа. К тому же, облет Луны и посадка на нее в то время уже были осуществлены (ракета "Л-2" достигла поверхности Луны в 1959 году, "Л-9" совершила мягкую посадку на Луну в 1966 году, "Л-10" стала первым спутником Луны в 1966 году).
       Предстоящая задача по освоению Луны была разделена на два этапа. Для первого - пилотируемого облета Луны - готовился ракетный комплекс из ракетоносителя В.Н. Челомея "Протон" и лунной модификации корабля "Союз" С.П. Королева.
       Для выполнения второго этапа - высадки человека на Луну - готовился другой лунный комплекс Н1-ЛЗ. Мощный ракетоноситель HI должен был поднять в космос лунный корабль массой 97 тонн. Стартовая масса комплекса была 2750 тонн, длина 105,3 м. К сожалению, в то время технологические проблемы не позволили создать двигатели с необходимой тягой - примерно 500-600 тонн, - поэтому на первой ступени установили связку из 30 двигателей тягой по 150 тонн. Управление ими осуществляла система контроля работы двигателя - КОРД. Обратной стороной сложности системы управления стало снижение ее надежности.
       21 февраля и 3 июля 1969 года ракетоносители HI отрывались от поверхности Земли, и оба раза аварии прерывали начавшийся полет. И даже после этого наша лунная программа не была закрыта. Управляемые с Земли аппараты отправлялись в космос до 1976 года и намного расширили наши знания о Луне.
       И несмотря на то что на Луну первыми высадились американские астронавты, это нисколько не уменьшает заслуг российских ученых и всех тех, кто своим трудом и знаниями пытался поднять престиж нашей Родины. Пусть модель ракетоносителя HI станет нам напоминанием о них.

Сегодня вам предстоит собрать модель ракетоносителя HI в масштабе 1:200.

Модель несложна в сборке, но все же сначала внимательно прочтите инструкцию до конца: в ней вы найдете пояснения, отображающие некоторые детали сборки. На цветных и черно-белых листах журнала вы найдете развертки всех деталей. На черно-белом листе помещены шаблоны для изготовления деталей из проволоки. Рисунки дополняют инструкцию и показывают общий порядок сборки моделей и отдельных узлов. Из материалов вам понадобится картон с хорошей лицевой стороной, проволока диаметром 0,8 мм, клей. Если вы уже собирали модели, то знаете, что клей лучше взять ПВА: после высыхания он становится прозрачным и попавшие на поверхность модели капли не так видны. Из инструментов понадобятся ножницы (простые и маникюрные) для вырезания деталей, шило для прокалывания отверстий в картоне и бумаге, острый нож, лезвие или скальпель для вырезания деталей, наклеенных на картон, и вырезания пазов, линейка для загибания лепестков. Неплохо иметь микродрель для сверления отверстий в уже собранной модели и дырокол (им будет проще делать отверстия для сопел в детали 40).

Сборка модели начинается с подготовки деталей, которые вырезаются с припуском от листа. Чтобы не потерять их при дальнейшей сборке, сразу ставьте на обратной стороне номер. Если необходимо - шилом наметьте линии сгиба. Не давите на шило слишком сильно, чтобы деталь не разошлась по этому стыку. Если нужно свернуть деталь в трубку, то лучше заготовку протянуть через угол стола по всей поверхности сворачивания, и лишь затем деталь точно обрежьте по контуру. Чем тщательней вы вырежете детали и совместите стыки при склеивании, тем лучше будет смотреться модель. Проверьте, как сопрягаются соответствующие участки, и если что-то не получается, не спешите отрезать и подгонять, лучше еще раз все проверить.

Напомним об основных обозначениях. Цифра в кружочке со стрелкой, касающаяся детали, - номер детали. Если таких деталей несколько, то это может быть показано широкой стрелкой, идущей от кружка в их направлении. Если фон кружочка залит желтым цветом, то следует наклеить эту деталь на картон. Цифры на лепестках, на детали, рядом с линиями детали или на конце линии-выноски обозначают номер приклеиваемой детали. Знак "ножницы" обозначает линию разреза или вырезаемый контур. Если вам встретится знак "круг со стрелкой и штрихом", сверните деталь в кольцо вокруг оси, параллельной штриху. Так же поступите, если попадется знак "два круга со штрихом", только деталь свертывается на спице. Наклейте также на картон детали на черно-белых листах со знаком "линия над прямоугольником".

На всякий случай поясним: для получения гладкой обшивки фюзеляжа две детали склеиваются между собой с помощью лепестков, подкладываемых с внутренней стороны деталей. Перегородки устанавливаются в фюзеляж после склеивания двух деталей, между которыми они стоят, их стыки заливают клеем.

Порядок сборки соответствует номерам деталей. Обратите внимание на то, чтобы продольные стыки деталей совпадали друг с другом и переходили один в другой вдоль корпуса модели. СБОРКА СЕКЦИИ А. Склейте детали 1 и 2 между собой, установите внутрь перегородку 3. Скатайте трубочкой деталь 4 и вставьте ее в деталь 1 так, чтобы она прошла в отверстие детали 3. Приклейте к собранной части секции детали 5, 7, 10 и установите в них перегородки 6, 8 и 9. Наклейте на внешнюю поверхность детали 5 деталь 12, детали 7 - детали 11 и 13. Места установки деталей залиты серым цветом. В сделанные пазы в деталях 5 и 7 (обозначены заливкой красного цвета) вставьте детали 14 серым языком внутрь корпуса секции.

СБОРКА СЕКЦИИ Б. По нижнему краю детали 15 иголкой проделайте 24 отверстия. Склейте деталь 15, вклеив внутрь перегородку 16. Приклейте детали 17 к детали 15. Приклеить их можно несколькими способами: с помощью лепестков, пропущенных в пазы или окошки, сделанные в детали 17, или непосредственно к поверхности, удалив лепестки у деталей 17. Детали 17 имеют лодочкообразную форму. На внешнюю поверхность детали 15 наклейте детали 18, 19 и 20. Места установки деталей 18 и 19 показаны серым цветом, детали 20 - желтым. В отверстия, сделанные в детали 15, пропустите нитки белого цвета так, чтобы концы имели длину примерно 15 см. Нитки зафиксируйте, смазав отверстия изнутри детали 15 клеем.

СБОРКА СЕКЦИИ В. Склейте детали 21, как показано на рисунке. Собранные детали приклейте к детали 22. Чтобы упростить сборку, приклейте сначала детали 21 в пазы детали 22, а затем склейте края детали 22.

СБОРКА СЕКЦИИ Г. Склейте между собой детали 23, 24 и 26, установив перегородку 25. При склейке деталей 23 и 24 зубчики у детали 23 со стороны детали 24 можно удалить. Перед установкой в детали 26 иглой проделайте отверстия по нижнему краю "юбки". После сборки сделайте отверстия по верхнему ее краю. Аналогично деталям 17 к поверхности детали 26 приклейте детали 27. На внешнюю поверхность детали 27 приклейте детали 28 и 31 (места установки обозначены белым цветом). В пазы (обозначены красным цветом) вставьте детали 29 и 30. Поясним, как их установить: если секция обращена деталью 24 влево, а пазы смотрят вверх, то деталь 30 устанавливается чистой стороной, деталь 29 - стороной с кружочками. Детали 30 в пазах обращены друг к другу так же, как на выкройке - зубчиками навстречу. Так же, как и в детали 15, пропустите нитки по нижнему краю детали 26.

СБОРКА СЕКЦИИ Д из деталей 32 и 33 аналогична сборке секции В. СБОРКА СЕКЦИИ Е. Склейте детали 34, 35 и 37 между собой, вклеив перегородку 36. Если необходимо, вставьте между поверхностями деталей 34 и 37 полоску бумаги. После сборки проделайте отверстия по верхнему краю детали 27.

СБОРКА СЕКЦИИ Ж. Склейте детали 38, 39, 40, 41 между собой. Незакрытые стыки детали 41 склейте с помощью полосок бумаги. Установите имитации сопел двигателей, сделанных из деталей 42 и 43, в деталь 40, из деталей 42 - в деталь 41. Деталь 43 - кольцо из трех слоев бумаги. Соберите стабилизаторы из деталей 44, 45 и 46, как показано на рисунке. Установите перегородку 47 в деталь 39.

ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ СБОРКА. Склейте секции В и Г между собой. Смазав стык детали 15 и перегородки 16, вклейте секцию В внутрь секции Б. Сделайте из ниток имитацию переходной фермы. Пропустите нитки, торчащие из детали 15, в отверстия в детали 26 в шахматном порядке (со смещением на одно от противолежащего.) Чтобы непропущенные нитки не мешали во время работы, откиньте их вверх и закрепите, обхватив резинкой, на детали 15. После заполнения отверстия в детали 26 двумя нитками аккуратно натяните их и смажьте отверстие с внутренней стороны детали 26. После высыхания клея подрежьте концы ниток. Установите перегородку 48. Склейте секции Д и Е между собой и вклейте их внутрь секции Г, смазав стык детали 26 и 48. Так же, как делали раньше, сделайте имитацию переходной фермы. Вклейте перегородку 49 внутрь детали 37. Склейте детали Е и Ж, наклеив лепестки детали 37 сверху детали 39. Заклейте их сверху деталью 50. Приклейте детали 51 к поверхности детали 37, вставив лепестки в пазы. Стыки детали 51 склейте между собой клеем, нанесенным на стык с внутренней стороны детали. Обратите внимание, что детали 51 имеют две различные ширины.

СБОРКА ПОДСТАВКИ. Подставка собирается из деталей 52 и 53.




Е. НАЙДИН


Источник: "Левша" 4, 2002, 1-5 с.
OCR: MasterRU
Web-design: VladS          2001-2019
Hosted by uCoz