Rambler's Top100
  "Музей на столе"         ( "Левша" 8, 2001 )

ИСТРЕБИТЕЛЬ ЯК-3

Серийный Як-3 появился на фронтах в разгар летних сражений 1943 года и сразу же завоевал признание как самый легкий, маневренный и простой в управлении боевой истребитель. Он представлял собой дальнейшую модификацию самолета Як-1, который строился серийно с 1940 года (был выпущен 8721 самолет в 10 модификациях) Як-3 взял от Як-1 все лучшее, и это было подтверждено опытом боев первых лет войны. Одним из достоинств его был малый вес (на 300 кг меньше, чем у Як-1). При неизменной мощности мотора это дало большой прирост энерговооруженности, а в сочетании с уменьшенной площадью крыла - увеличение скорости и маневренности.
       Первые же встречи наших летчиков с немецкими Ме-109 и FW-190 показали значительное превосходство новых советских боевых машин. В боях с ними Як-3 заходил им в хвост с первого разворота в вертикальной плоскости или после трех-четырех виражей по горизонтали. Свидетельством признания высоких достоинств Як-3 служило и то, что его избрали для себя летчики французского полка "Нормандия - Неман".

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Длина, м
8,55
  Размах крыла, м
9,2
  Площадь крыла, м2
14,85
  Вес взлетный, кг
2650
  Двигатель
ВК-105 ПФ
  Мощность двигателя, л.с.
1250
  Скорость полета у земли, км/ч
570
  Скорость полета на высоте 4300 м, км/ч
651
  Скорость посадочная, км/ч
144
  Время набора высоты 5000 м, мин
4,1
  Дальность полета максимальная, км
900
  Потолок практический, м
10 800
  Вооружение:
 
  Пушка ШВАК, калибр, мм
20
  Пулеметы УБС (2 шт.), калибр, мм
12,7

Предлагаем собрать модель-копию истребителя Як-3 в масштабе 1:33.

Перед началом работы внимательно разберитесь в чертежах и запомните некоторые обозначения. Буквами помечены детали, изготавливаемые из картона, римскими цифрами - детали, изготавливаемые из проволоки. Штриховые линии с числом - места наклейки деталей соответствующего номера. Буква П - заготовка для правой стороны, Л - для левой; В - вырезать.
       Модель можно собрать с убранными и выпущенными шасси. Опытные моделисты могут изготовить внутреннее оборудование кабины, которое будет видно через остекление фонаря, изготовленное из прозрачной пленки.
       Для склеивания деталей используйте клей "Момент" или ПВА.
       Фюзеляж. Он собирается из отдельных секций, каждая из которых состоит из бумажных колец и картонных шпангоутов. Чтобы заготовки легче сворачивались в кольца, протяните их через край стола лицевой стороной кверху. Склейте концы и дайте им просохнуть, чтобы кольца не разошлись при вклеивании шпангоутов. Следите за совпадением рисок на шпангоутах и на деталях фюзеляжа. Соберите секции 4, 5, 6. Если решите делать самолет с остеклением, то соберите кабину пилота. Для этого в детали 4 сделайте вырез под кабину и до вклейки в секцию 4 шпангоутов Е и Ж установите кабину пилота (деталь 16), бортовые панели 18, деталь 19, рацию 20 и кресло (деталь 17). Склейте секции между собой. Соберите каркас носовой части из деталей А, Б, В, Г, Д, Е. На этот каркас приклейте обшивку (детали 1, 2, 3). В детали 1 вырежьте отверстия под пулеметы и вклейте в них пулеметные ниши (деталь 12). На нее наклейте деталь 13. Установите обтекатель выхлопных патрубков (деталь 15). Внутрь его вклейте выхлопные патрубки (деталь 14). Носовую часть приклейте к фюзеляжу.
       Хвостовое оперение состоит из киля и стабилизатора 46. Насадите готовую обшивку на деталь 6. Затем прорежьте в секции 6 щели и вставьте в них лонжерон П. Склейте правую и левую детали 29 обшивки стабилизатора, насадите их на лонжерон и приклейте к фюзеляжу.
       При монтаже хвостового оперения проследите, чтобы киль располагался строго вертикально, а стабилизатор - перпендикулярно ему.
       Крыло модели имеет две плоскости, которые состоят из правой и левой деталей обшивки 22, надетых на общий каркас. Каркас крыла состоит из лонжерона К, в пазы которого вставлены нервюры Л и М. Между этими нервюрами вклейте деталь Н, придающую каркасу жесткость. Готовый каркас вклейте в секцию 4. Склейте обшивку крыла, состоящую из деталей 22П и 22Л, вложив в них триммеры элеронов 47. Следите, чтобы при перегибе обшивки не образовалось резкого излома, изгиб передней кромки крыла должен быть плавным, по форме носиков нервюр. Насадите обшивку на каркас и приклейте ее к фюзеляжу. На крылья наклейте воздухозаборники маслорадиатора (детали 24П и 24Л). Места стыковки крыла с фюзеляжем закройте зализами 23П и 23Л, предварительно сделав на них надрезы. Снизу крыла приклейте обшивку бензобака 25 и створки маслорадиатора 28. Изготовьте и установите на нижней поверхности секции 5 воздухозаборник водорадиатора 26, предварительно вклеив в него решетку радиатора 27. Изготовьте приемник воздушного давления (ПВД) указателя скорости 45 и установите его на левую плоскость крыла, проколов для него отверстие шилом.
       Кабина. Начинающие моделисты могут сделать фонарь кабины непрозрачным, вырезав и установив на секцию 4 детали 30, 31, 32. Но если захотите собрать модель с прозрачным фонарем, в деталях наружной оплетки 30, 31, 32 и внутренней оплетки фонаря 33, 34, 35 вырежьте окна. Между деталями 30 и 33; 31 и 34; 32 и 35 вклейте прозрачную пленку. На кресло пилота наклейте бронестекло 44. Остекление фонаря кабины пилота приклейте на фюзеляж.
       Шасси модели трехстоечное, с хвостовым колесом. Если решили собрать модель с убранными шасси, то ниши колес закройте щитками 40 и 43. Если же собираете модель с выпущенными шасси, то выгните стойки основного шасси по размерам детали 1 и оберните их деталью 36. Колеса изготовьте из деталей 37, 38. Установите колеса на стойки. Стойку хвостового колеса выгните по размерам детали П. Колесо изготовьте из деталей 41 и 42 и установите его на стойку. Проколите шилом отверстия в фюзеляже и крыльях и вставьте в них готовые стойки. Установите створки хвостового (деталь 43) и основного (детали 40П, 40Л) шасси. Створки основного шасси необходимо разрезать на три части по сплошным линиям. Установите подкосы (детали III и IV).
       Винт соберите из двух деталей 9, вклейте ствол пушки (деталь 11), свернув его трубочкой. В детали 10 и шпангоуте Г шилом проколите отверстия. В шпангоут Г вклейте проволоку и на нее насадите винт.
       Натяните антенну (черная нитка). Модель готова.


Источник: О. Мезев. Истребитель Як-3 / "Левша" 8, 2001, 1, 1-3 с., лист 1-3.
SCAN: AAW Edit & OCR: MasterRU
Web-design: VladS          2001-2016
Hosted by uCoz